Южная Корея выяснила, кто торпедировал ее корвет. Сеул обвинил Пхеньян в нападении 26 марта этого года. Помогла ему международная комиссия, которая расследовала гибель судна. КНДР в ответ обвинила соседа в фабрикации дела и пригрозила военными мерами.
Выводы международной комиссии резки и неутешительны. В гибели корвета виноват Пхеньян. "Небесному спокойствию" – так переводится название "Чхонан" – положила конец северокорейская торпеда. После тщательного и объективного расследования в этом не осталось никаких сомнений. "Судно было атаковано мощной торпедой. Все признаки указывают на то, что она была изготовлена в Северной Корее. Кроме того, расследование показало – торпеда была запущена с северокорейской подводной лодки. Никакого другого объяснения произошедшему нет," – докладывает Юн Дук Ян, глава южнокорейской группы гражданских и военных экспертов. На брифинге эксперты из США, Великобритании, Австралии и Швеции уверенно демонстрируют торпедный винт от снаряда, который потопил "Чхонан".
Погибли 46 моряков – это самая крупная морская катастрофа в истории Южной Кореи. Согласно данным компьютерного моделирования, тяжелая акустическая торпеда боевой мощностью четверть тонны разорвалась на расстоянии трех метров от турбины по левому борту. Ударная волна, вызванная взрывом, разломила судно напополам. Корабль затонул в считанные минуты.
"Торпеда соответствует по форме и размеру тем характеристикам, которые имеются в северокорейских буклетах, изготовленных для нужд экспорта вооружений. На ее двигателе сделана маркировка – цифра "1" с использованием корейского алфавита. Это позволяет заключить, что найденные обломки снаряда произведены в Северной Корее," – подводит черту под расследованием Юн Дук Ян.
В зону поражения торпеду доставила малая подлодка. Как выяснила комиссия, радары зафиксировали, что за 2-3 дня до атаки один из северокорейских портов покинул крупный корабль-база. Правда, сразу после гибели "Чхонана", да и на начальном этапе следствия эксперты, ссылаясь на данные американской космической и звукоакустической разведки, утверждали, что судов КНДР вблизи корвета не наблюдалось.
Не слишком убедительными кажутся независимым аналитикам и доказательства о якобы северокорейской маркировке. "Обычно Северная Корея использует при маркировке словесное, а не цифровое обозначение. Т.е. называет суда "первый, второй…", а не "один, два, три…" и так далее. На обломке торпеды, как говорят эксперты, стоит цифра "один". Этого совсем недостаточно, чтобы обвинить КНДР в ее производстве," – выражает свои сомнения Янг Му-джин, профессор сеульского Университета по изучению Северной Кореи.
Если уж и в Южной Корее не все согласны с выводами комиссии, то в Северной – и подавно. Пхеньян назвал доклад сфабрикованным, пригрозил войной в случае санкций и даже предложил послать в Сеул собственную комиссию. Крайне осторожной была реакция из Китая. Пекин отказался комментировать выводы экспертов и выразил сожаление односторонними обвинениями в сторону КНДР. Впрочем, ни Японию, ни США, ни Южную Корею эта позиция нисколько не смущает. Токио и Вашингтон решительно осудили Пхеньян. Сеул свернул финансирование контактов с соседом и намерен передать дело о гибели "Чхонана" в Совбез ООН, а южнокорейские военные вообще рассчитывают на крупномасштабные учения совместно с флотом США как шаг устрашения. "Военные провокации со стороны КНДР не только разрушают мир и безопасность. Это действия, направленные против международного сообщества. И наше правительство примет жесткие ответные меры," – заверяет Ю Мен Хван, глава МИД Южной Кореи.
В Сеуле обращают внимание на то, что трагедия произошла в водах, которые Пхеньян считает спорными, и где в течение многих лет происходят мелкие и крупные инциденты с участием судов обеих стран. В последний раз стороны обменялись выстрелами в ноябре прошлого года. Северокорейский катер получил серьезные повреждения и спасся бегством. После этого КНДР публично пообещала отомстить. Все это вкупе с результатами расследования позволяет обвинить Северную Корею в нападении на "Чхонан". Ведь если не они, то кто?