"Хроники Нарнии: Покоритель зари, или плавание на край света" - столь длинный и помпезный заголовок никак не связан с намерением авторов впечатлить публику: продюсеры соблюли в неприкосновенности заголовок третьей повести великого английского сказочника Клайва Льюиса о волшебной стране Нарнии.

"Хроники Нарнии: Покоритель зари, или плавание на край света" - столь длинный и помпезный заголовок никак не связан с намерением авторов впечатлить публику: просто продюсеры соблюли в неприкосновенности заголовок третьей повести великого английского сказочника Клайва Льюиса о волшебной стране Нарнии. Заголовок сохранился, но кое-что все-таки изменилось. Во-первых, после недостаточно сенсационного успеха второго фильма предполагаемой серии "Принц Каспиан" франшиза перешла из рук студии Walt Disney к XX Century Fox. Во-вторых, поменялся режиссер: то есть, создатель "Шрека" и первых двух частей Эндрю Адамсон в некотором смысле остался у руля, на правах продюсера, отвечающего за преемственность, но постановщиком третьей "Нарнии" стал другой человек, немолодой и опытный британец Майкл Эптид, в основном, известный по шпионским детективам, таким, как "Парк Горького" или "Код Энигма". Наконец, поменялся состав действующих лиц, но это уже в точности по книге Льюиса. Питер и Сьюзан выросли и уехали из родной Англии в Штаты, откуда пишут Эдмунду и Люси письма: артисты, соответственно, появятся лишь в одном эпизоде. Зато к слегка подросшим актерам Скандару Кейнсу и Джорджи Хенли добавился новый исполнитель - Уилл Поултер.

Именно этот мальчик, по идее, должен стать главным героем следующей "Нарнии" - он сыграл вредного кузена Эдмунда и Люси, не верящего в сказки, и в наказание попадающего в сказку Юстеса. И справляется Поултер уже сейчас просто отлично. Надо сказать, что одна из причин живучести этой очень дорогой, громоздкой и постоянно грозящейся провалиться и бесславно завершиться на полуслове серии – правильный выбор малолетних артистов, моментально выигрывающих даже в поверхностном сравнении с юными звездами фильмов о Гарри Поттере. Причина номер два кроется в самом тексте Льюиса – нет, не в его волшебности и сказочности, не в его мудрости или юморе, а неожиданным образом в его схематизме и некоторой старомодности: эти качества позволяют продюсерам и режиссерам проявлять максимум визуальной фантазии, что запрещено правилами в случае Толкиена или Джоан Ролинг. В результате экран буквально искрит яркими, на грани китча, но безусловно впечатляющими образами.

Пора напомнить слушателю, что "Покоритель зари" – road movie, фильм-путешествие, но не сухопутный, а морской: модель – "Одиссея", "Гаргантюа и Пантагрюэль", "Путешествия Гулливера", "Моби Дик" - и масса других хороших книг, каждая из которых представляет собой плавание навстречу самому себе. Так и здесь: на обещанном в заголовке Краю Света, в стране волшебного льва Аслана, каждый узнает о себе что-то новое, некоторые претерпят ряд удивительных трансформаций, и все вместе победят фундаментального врага, который, как выяснится, не кто иной, как их собственный страх. Так что зрелище не только увлекательное, но и полезное – хотя, по счастью, совсем не нравоучительное.

"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"