Для освобождения летчиков, осужденных в Таджикистане, Россия будет предпринимать все необходимые меры. Об этом заверил официальный представитель МИД России Александр Лукашевич. Представитель российского внешнеполитического ведомства также опроверг информацию о том, что российская сторона на начальных этапах процесса никак не занималась судьбой задержанных в Курган-Тюбе летчиков из России и Эстонии.
Российский дипломат подчеркнул, что в телефонном разговоре между главами МИД России и Таджикистана Сергеем Лавровым и Хамрахоном Зарифи российская сторона указала на то, что до сих пор не получила внятного ответа, почему таджикская сторона с учетом международных обязательств и двусторонней консульской конвенции от 1996 года не проинформировала заранее, в установленной конвенцией срок в 4 дня, о задержании российского летчика и его коллеги из Эстонии. "Мы узнали о случившемся лишь 16 мая этого года, причем не от таджикистанских властей, а от руководителя авиакомпании, на которую работали эти два летчика, – цитирует заявление Александра Лукашевича ИТАР-ТАСС. – Это еще раз подчеркивает, что мы ждем внятных объяснений от таджикской стороны".
После получения информации о задержании пилотов Владимира Садовничего и Алексея Руденко российское посольство в Душанбе запросило информацию об инциденте не только МИД Таджикистана, но и Госкомитет национальной безопасности страны.
Разъяснения довольно формального порядка министерство иностранных дел России получило от таджикских коллег только 31 мая 2011 года.
Летчики российской авиакомпании "Ролкан" Владимир Садовничий и Алексей Руденко были арестованы 12 марта текущего года после вынужденной посадки в аэропорту города Курган-Тюбе. Суд в Таджикистане приговорил их к десяти с половиной годам колонии строгого режима, с учетом президентской амнистии срок снижен на 2 года. Два самолета Ан-72, на которых пилоты выполняли полеты в Афганистане, конфискованы в пользу Таджикистана. Сами пилоты утверждают, что вылетали из Кабула, получив предварительно разрешение на пересечение таджикской границы и посадку в аэропорту Курган-Тюбе. При подлете диспетчер, действительно, запретил самолетам садиться, предложив возвращаться в Кабул. Топлива могло не хватить. И оба борта запросили вынужденную посадку.
Летчики были признаны виновными по трем статьям – нарушение правил международных полетов, незаконное пересечение госграницы и контрабанда. При этом контрабандой признан запасной двигатель, находившийся в одном из самолетов, который пилоты компании использовали для ремонта самолетов.
Сейчас летчики содержатся в СИЗО Курган-Тюбе. Связь с ними поддерживают российские дипломаты. Ситуацию внимательно отслеживают и эстонские власти. В Таллине заявили, что в решении вопроса намерены сотрудничать с российской стороной.
В Таджикистане 10 ноября прошла экстренная пресс-конференция генпрокурора республики Шерхона Салимзоды. Предполагалось, что она прояснит странную позицию, которую власти страны заняли по отношению к пилотам. Но никаких понятных объяснений так и не последовало. Прокурор ушел от ответов на все вопросы журналистов и представителей российской дипмиссии. Но заявил, что видит в действиях летчиков некий злой умысел. при этом прокурор Таджикистана исключил наличие в деле политической составляющей.






















































































