В Эстонии на 90-м году жизни умер Герой Советского Союза Арнольд Мери. Высокое звание он получил за оборону города Порхова в июле 1941-го. Тогда Мери был четырежды ранен, но поля боя не покидал. В жизни ветерана было много испытаний. Последним стал судебный процесс, который затеяли против него эстонские власти. Справедливого решения Арнольд Мери так и не дождался, но, как и подобает герою, боролся до конца.
Арнольд Константинович чувствует себя неважно и просит задавать вопросы громче. Но это все останется за кадром. Он – Герой Советского Союза. В июле Мери исполнилось бы 90, а с 22-х – он носил свою звезду. Мери получил ее первым из эстонцев и одним из первых во всем Союзе. За бой под Псковом. В июле 41-го. Он всегда помнил все до мелочей, поражал собеседников прямолинейностью. Арнольд Мери понимает – это его последнее интервью.
Дом в тихом районе Таллина, здоровье не позволяло Арнольду Константиновичу выезжать далеко, но прошлой весной вынудили. Власти республики начали над ветераном суд. Героя-эстонца пытались обвинить в геноциде эстонского народа. Прокуратура настаивала, в 49-м Мери руководил депортацией мирных жителей в Сибирь с эстонского острова Хийума. Там и начали процесс. Почти в двухстах километрах от Таллина. В большом зале и при десятках свидетелей. Многие из которых, оказались гораздо честнее обвинения, и прямо говорили: Арнольда Мери они не помнят.
Ыие Паладе, свидетель: "Мери тут не причем, откуда он мог знать, кого депортировать, этим занимались свои люди".
Судить ветерана эстонским властям было легко. Мери никогда не скрывал, что действительно приезжал на Хийума, только совсем с другой целью. По заданию компартии комсомолец должен был проследить за законностью переселений. За "участливость" к некоторым судьбам Мери тогда поплатился сам. В начале 50-х героя лишили партбилета и наград. Реабилитировали только через несколько лет. Но приостановили судебный процесс на Хийумаа не потому, что власти прислушались к доводам Арнольда Мери, а потому что защита добилась: срочно нужно сделать экспертизу о состоянии здоровья. Все знали: у Мери рак легких. Но прятаться он все равно не собирался.
Арнольд Мери: "Я не хочу, чтобы кто-то подумал, что я побоюсь. Я не боюсь!"
Он вообще мало чего боялся: ни показательных процессов, ни своей болезни. Он шутил, что забросил любимую трубку, потому что перед врачами неудобно. Смеялся: они стараются, меня лечат, а от меня будет дымом пахнуть. Его и запомнят таким: открытым и откровенным. Со звездой Героя. Несерьезным к себе, и очень серьезным по отношению к людям.