Завершена навигация по одной из самых крупных водных артерий страны – Волго-Балтийскому пути. Судовая обстановка на реках, каналах и озерах уже снята, последние суда прибывают в порты приписки. Речники Волго-Балта в этом сезоне стремятся, несмотря на теплую погоду, поскорей завершить навигацию.
188-й, 179-й и другие красные и белые гиганты на борту этой баржи – это бакена и буи первой очереди. Судам, завершающим свой последний в этом году рейс, придется добираться до своих портов без их сигналов.
"На зиму убираем бакена, буи, готовим их к новому сезону, красим, проверяем состояние цепей, грузов", – говорит капитан т/х "Скат" Сергей Воеводкин.
Речники, несмотря на снег и ветер, работают быстро. И это не только опыт и сноровка. Они признаются, что движение судов в этом году хочется остановить как можно скорее.
Навигацию-2009 на Волго-Балте спокойной назвать никак нельзя. В этом сезоне речникам то и дело приходилось снимать с мелей грузовые суда и даже туристические лайнеры. В октябре же на Волго-Балтийском пути близ поселка Шеломово и вовсе не смогли разойтись сухогруз и танкер.
В сводках происшествий водный транспорт за последние пять месяцев фигурировал чуть ли не каждую декаду. 21 судно сидело на мели в этом сезоне. И только чудом удалось избежать крупных экологических проблем. Последнее ЧП – вообще самая крупная авария на Волго-Балте за последние пять лет.
"Осень, начинаются туманы, суда идут ночью, когда темно. Последний случай был в октябре, когда столкнулись сухогруз и нефтетанкер. Был разлив подсланиевых вод, большую часть мы собрали, но что-то попало в реку", – говорит начальник спасательного отряда МЧС Череповца Дмитрий Санакоев.
Причин у волго-балтийских ЧП две. Первая – техническое состояние водной артерии. В последние два года интенсивность движения судов, особенно крупных нефтетанкеров, растет. За сутки шлюзование проходят более ста кораблей. А средств, выделяемых на содержание водной дороги, хватает лишь на ремонт гидросооружений. Сам путь мельчает, сужается фарватер, осыпаются берега каналов.
"Изменились судоходные условия. Вот мы знаем, грубо говоря, где копать надо. Но нас заставляют копать там, где не надо. Государство выделяет на это деньги", – поясняет начальник водных путей и судоходства Череповецкого района Анатолий Юдин.
Денежные потоки не доходят не только до волго-балтийской дороги, но и до самих речников. Виной тому кризис, ударивший по карману судовладельцев. Поэтому, по словам работников флота, в этом сезоне из многих портовых предприятий утекли опытные ценные кадры. А провести пятитысячный нефтетанкер по хитросплетениям волго-балтийской лоции под силу далеко не каждому капитану. "Платят прожиточный минимум, который КЗоТом предусмотрен. Но этого очень мало для поддержания дисциплины труда. Система управления речным и морским флотом находится у нас на низком уровне", – говорит председатель комитета по экологии и природопользованию ЗСО Вологодской области Николай Архипов.
Между тем к руководителям Волго-Балта уже обратились судовладельцы с просьбой установить постоянные сроки навигации до 20 ноября. Речники пока не спешат с ответом и просят перевозчиков выучить печальные уроки навигации-2009.