Тысячи верующих собрались 10 августа в Алексиево-Акатовом монастыре Воронежа, чтобы почтить память священномученика Петра Зверева. Его мощи по благословению патриарха Московского и всея Руси накануне вернулись на родину с Соловков, куда архиепископ Воронежский был сослан в 20-х годах за контрреволюционную деятельность.
Этой службы здесь ждали 70 лет. У мощей, которые, как утверждают верующие, благоухают и способны исцелять, выстраивается очередь. Еще и потому, что событие историческое – воронежский и соловецкий новомученик, который последовательно противостоял расколу и долгие годы был в ссылке, возвращается на родину, как здесь говорят, домой.
Об этом просила вся паства – 27 тысяч человек. И с благословения патриарха Кирилла сегодня в Воронеже снова служат по строгому афонскому чину – всю ночь, как это и было при новомученике Петре.
"Святитель Петр не только для воронежцев был человеком, которого почитали, – говорит священник Алексей Воронков. – Даже лагерное начальство, когда тот проходил на Соловках мимо них, многие снимали шапки, а большие чины просто отворачивались, чтобы не смущаться его присутствием".
Его "дышите верой и безропотно переносите скорби жизни" сегодня вспоминали не только в Воронеже – в Новгороде, Казане, Туле. Он служил по всей России, а сослан был на Соловки как политический преступник, обвинен в контрреволюционной деятельности.
Священномученик Петр Зверев не раз бывал на допросах и даже там проповедовал. Он считал это своей миссией и всякий раз повторял: религию нельзя мешать с политикой партии. Безропотно выносил лишения, а умер от тифа.
"Когда его погребали, отпевавшие его священники на разрешительной грамоте оставили свои подписи, чтобы, когда переменятся времена, и будут обретены его мощи, сохранилась бы память и о них", – рассказывает священнослужитель.
Он до последнего не сдавался. Даже с температурой проповедовал каноническую веру. Сложная и деликатная процедура канонизации состоялась в 2000-м – на юбилейном архиерейском соборе его причислили к лику святых, как и еще сотни священнослужителей и мирян – тех, кто под угрозой смерти не отрекся от Бога, и чей подвиг теперь очевиден.
"Годы должны пройти, по меньшей мере, несколько десятилетий, – считает священнослужитель. – И главное – должен быть выявлен сам факт подвига и святости жизни. Дело не в том, чтобы человек был расстрелян, повешен, замучен, а в том, как он это принял".
Протоколы допросов (исповедника задерживали три раза) изучала специальная синодальная комиссия. Он будто не слышал самых страшных угроз, не замечал лишений, не ощущал боли. Впрочем, боролся не в одиночку. Его всегда даже на расстоянии поддерживала паства. Сегодня она – снова с ним. Поклониться мощам архимандрита в Акатов монастырь паломники съезжаются со всей России.












































































