Купола "Спаса на крови" засияют в полную силу

Идет реставрация куполов храма Воскресения Христова в Петербурге. Высота собора – 81 метр, потому что Александр Второй был убит в 1881 году. Второй купол – 63 метра, это возраст царя на момент убийства.

Идет реставрация куполов храма Воскресения Христова в Петербурге. Высота собора – 81 метр, потому что Александр Второй был убит в 1881 году. Второй купол – 63 метра, это возраст царя на момент убийства.

Но прохожий, поднимающий голову, редко задумывается о символизме пропорций. Говорили, леса на Спасе будут стоять столько, сколько продержится советская власть. Новым временам – новые материалы: на золочёном куполе – полиэтиленовый чехол. Он шумит и скрежещет, в нём – у самой маковки – трудятся люди.

Попасть сюда невозможно ни за какие деньги. Охрана на входе неумолима, винтовая лестница изгибается как-то особенно зловредно. Но оказавшийся здесь испытает тридцать три удовольствия. Как ни странно, очень тепло, почти безветренно и открыточный вид на все стороны света. Впрочем, это всё рутина для тех, кто работает здесь с девяти до пяти с перерывом на обед. Лишь бы дождя не было.

Слесарь, сварщик, кровельщик и столяр. На верхотуре – команда профессионалов. По науке объект реставрации называется "центральная апсидная главка", а попросту – тот купол, который смотрит на юго-восток. Внешне схожий с луковицей, он подобен ей и устройством: сложен и слоист.

"Листы сусального золота. Под ними основа – несколько слоёв лакокрасочных материалов. Дальше слой меди, толстый. Миллиметра два. Под ним – несущая конструкция, на которой всё это держится", – рассказывает руководитель работ Пётр Щедрин.

За столетнюю историю у "Спаса на крови" не было ни минуты покоя. Строили четверть века. Взрывать собирались трижды. Реставрируют с восьмидесятого года. Здесь был музей, морг, склад декораций Малого оперного театра и опять музей. Перипетий собор не перенёс: архитектурный шедевр, а проблемы бывают, как у какой-нибудь "хрущёвки".

"Первая задача – это чтобы кровля купола не протекала А золото, декор – это всё вторичный элемент", – говорит Пётр Щедрин.

Если приглядеться, некоторые из куполов имеют более глубокий и тёмный цвет. Это не печать времени, а другая технология. Может и хорошо, что она утрачена, говорят реставраторы. Раньше медные листы покрывали смесью золота и ртути, затем ртуть выпаривали. Мастер погибал через несколько лет от отравления. Реставрированный купол сразу видно – технология безопасная, а блеск более яркий, лимонный. Через месяц сварку закончат, приступят к золочению, и купола "Спаса на крови" засияют в полную силу.