Возможный пересмотр соглашения о разделе Берингова пролива потребует "серьезности, основательности и глубокого, продуманного подхода". Такое мнение высказал в четверг бывший президент СССР Михаил Горбачев.
Возможный пересмотр соглашения о разделе Берингова пролива потребует "серьезности, основательности и глубокого, продуманного подхода". Такое мнение высказал в четверг в интервью ИТАР-ТАСС бывший президент СССР Михаил Горбачев.
Комментируя инициативу Совета Федерации по пересмотру соглашения "Бейкера-Шеварднадзе", бывший советский лидер призвал "прежде взвесить все плюсы и минусы" предлагаемого решения.
Михаил Горбачев согласен, что в вопрос следует внести ясность. "Это имеет важное значение и для нас, и для США", - подчеркнул он, напомнив, что соглашение до сих пор не ратифицировано Россией. "У каждой страны есть суверенное право ратифицировать или отказываться от ратификации того или иного договора, требовать уточнений или поправок", - заметил он. В то же время, "этот процесс должен быть свободен от всякой политической конъюнктуры и уже тем более от политических игр".
"Это был один из нерешенных вопросов, которые существовали между Советским Союзом и другими странами, такими, как США, Норвегия, Китай и ряд других", - напомнил Михаил Горбачев. - Переговоры велись давно, начиная с 70-х годов. Причем, на этом участке Мирового океана традиционно активную промысловую деятельность вели американские компании. Советский Союз, особенно после принятия Конвенции ООН по морскому праву, считал необходимым урегулировать этот вопрос на правовой основе".
"Соглашение, подписанное в 1990 году, не было спонтанной акцией, - продолжил Горбачев. - По поручению Политбюро была создана государственная комиссия, в которой были представлены все соответствующие ведомства, в том числе отвечающие за экономику, оборону, безопасность. Обсуждение вопроса как в рамках межведомственной комиссии, так и с нашими партнерами по переговорам было долгим и трудным. Итогом этой работы явился проект Соглашения, который стороны рассматривали как взаимоприемлемый".
"В качестве одного из важных элементов, предусматривалась компенсация в связи с некоторым изменением линии размежевания", - вспоминает Горбачев. При этом, по его словам, компенсация предусматривалась как "территориальная", так и в виде оговоренного улова рыбы. "Именно в таком виде это соглашение было рассмотрено Совмином и Политбюро и было одобрено", - подтвердил он. Однако после подписания соглашения в комиссиях Верховного Совета СССР, которые готовили ратификацию, как теперь вспоминает Горбачев, "возникли вопросы", вследствие чего в период существования СССР соглашение так и не было ратифицировано. "Поскольку соглашение не ратифицировано, то насколько мне известно, Соединенные Штаты до сих пор не дают России компенсацию в виде квот на улов. Так что есть проблема, которую надо решать", - заключил он.
Ко всему сказанному Михаил Горбачев счел также нужным добавить, что "механизм выработки позиций советской стороны и переговоры с нашими партнерами по всему кругу вопросов действовал весьма успешно". "Десятки подписанных в те годы договоров и соглашений сохраняют силу и работают в интересах России", - подчеркнул он.
Комментируя инициативу Совета Федерации по пересмотру соглашения "Бейкера-Шеварднадзе", бывший советский лидер призвал "прежде взвесить все плюсы и минусы" предлагаемого решения.
Михаил Горбачев согласен, что в вопрос следует внести ясность. "Это имеет важное значение и для нас, и для США", - подчеркнул он, напомнив, что соглашение до сих пор не ратифицировано Россией. "У каждой страны есть суверенное право ратифицировать или отказываться от ратификации того или иного договора, требовать уточнений или поправок", - заметил он. В то же время, "этот процесс должен быть свободен от всякой политической конъюнктуры и уже тем более от политических игр".
"Это был один из нерешенных вопросов, которые существовали между Советским Союзом и другими странами, такими, как США, Норвегия, Китай и ряд других", - напомнил Михаил Горбачев. - Переговоры велись давно, начиная с 70-х годов. Причем, на этом участке Мирового океана традиционно активную промысловую деятельность вели американские компании. Советский Союз, особенно после принятия Конвенции ООН по морскому праву, считал необходимым урегулировать этот вопрос на правовой основе".
"Соглашение, подписанное в 1990 году, не было спонтанной акцией, - продолжил Горбачев. - По поручению Политбюро была создана государственная комиссия, в которой были представлены все соответствующие ведомства, в том числе отвечающие за экономику, оборону, безопасность. Обсуждение вопроса как в рамках межведомственной комиссии, так и с нашими партнерами по переговорам было долгим и трудным. Итогом этой работы явился проект Соглашения, который стороны рассматривали как взаимоприемлемый".
"В качестве одного из важных элементов, предусматривалась компенсация в связи с некоторым изменением линии размежевания", - вспоминает Горбачев. При этом, по его словам, компенсация предусматривалась как "территориальная", так и в виде оговоренного улова рыбы. "Именно в таком виде это соглашение было рассмотрено Совмином и Политбюро и было одобрено", - подтвердил он. Однако после подписания соглашения в комиссиях Верховного Совета СССР, которые готовили ратификацию, как теперь вспоминает Горбачев, "возникли вопросы", вследствие чего в период существования СССР соглашение так и не было ратифицировано. "Поскольку соглашение не ратифицировано, то насколько мне известно, Соединенные Штаты до сих пор не дают России компенсацию в виде квот на улов. Так что есть проблема, которую надо решать", - заключил он.
Ко всему сказанному Михаил Горбачев счел также нужным добавить, что "механизм выработки позиций советской стороны и переговоры с нашими партнерами по всему кругу вопросов действовал весьма успешно". "Десятки подписанных в те годы договоров и соглашений сохраняют силу и работают в интересах России", - подчеркнул он.