Единая валюта и братские отношения: Мезенцев рассказал о встрече Мишустина с Лукашенко

Российская делегация в Белоруссию приехала крайне представительная. Но есть человек, который больше остальных с российской стороны знает о том, как шли переговоры. Речь о нашем после Дмитрии Мезенцеве. Даже во время экскурсии, которую Александр Лукашенко проводил для членов делегации, он находился ближе всех к российскому премьеру и белорусскому президенту. Дмитрий Мезенцев в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 24" рассказал, что же все-таки на переговорах было и что обсуждалось.

Российская делегация в Белоруссию приехала крайне представительная. Но есть человек, который больше остальных с российской стороны знает о том, как шли переговоры. Речь о нашем после Дмитрии Мезенцеве. Даже во время экскурсии, которую Александр Лукашенко проводил для членов делегации, он находился ближе всех к российскому премьеру и белорусскому президенту. Дмитрий Мезенцев в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 24" рассказал, что же все-таки на переговорах было и что обсуждалось.

— Дмитрий Федорович, наконец-то мы можем поговорить о сотрудничестве, а не о протестах и задержаниях. Хочется от вас узнать, прежде всего, какой был на переговорах, как говорится, настрой? Александр Григорьевич в эти сложные для Белоруссии времена был напряженным или нет?

— Во-первых, я благодарен вам, что вы обратили внимание на очень содержательное, важное событие в масштабной системе двусторонних отношений Белоруссии и России. Понятно совершенно, что визит Михаила Владимировича Мишустина, членов российского правительства в Минск был посвящен, конечно же, очень содержательной профессиональной повестке, которая позволит обеспечить и поддержать задачи по энергобезопасности Белоруссии, расширить доступ белорусских товаров на емкий, масштабный российский рынок. Конечно, проговаривались вопросы стыковки взаимодействия промышленных предприятий. Были проговорены совершенно конкретные рубежи, на которые вышли или уже выходят производители электробусов, автобусов, дорожной техники.

Мы сегодня видим, как президент России Владимир Путин в диалоге с главой белорусского государства подтверждает братский характер наших отношений. Это не только десятки позиций экономических связей, взаимодействие в сфере культуры, науки, образования, в социальной сфере — это подтверждение того, что для России судьба миллионов белорусов, их заботы, проблемы, необходимость поддержать крупнейшие промышленные предприятия, инвестиционные проекты — это все ради людей, ради белорусов и ради россиян. Мы, может быть, не умеем часто говорить о масштабе союзного строительства, результатах, но то, что буквально на этих днях прозвучала из уст президента Белоруссии Александра Григорьевича Лукашенко фраза о том, что у нас единое отечество от Бреста до Владивостока, это очень важно. И об этом не надо говорить каждый день, но мне кажется важно это понимать, чувствовать сердцем, душой и поддерживать миллионы связей граждан наших стран, которые сложились не в один день и не в один год, и даже не в постсоветский период — это десятилетия единой истории, единой оценки Победы, о чем мы не раз говорили уже сегодня и об этом вновь надо говорить. Не только о едином взоре в день нынешний, но и в день завтрашний.

— Дмитрий Федорович, вот про день завтрашний. Я правильно понял вас и вообще весь дух, что называется, сегодняшних переговоров, что речь идет о более глубокой экономической интеграции между нашими странами?

— Вы знаете, я бы сейчас сказал аккуратнее. Мы знаем, что потенциал союзного договора по-настоящему велик. Он был подписан чуть более 20 лет назад. Он действительно очень содержательный, и никто не заставляет на самом деле что-то исполнять, что называется, к ближайшему понедельнику или в ближайший квартал или год, но нужно вернуться к осмыслению союзного договора, самым тщательным, скрупулезным образом проанализировать, что мы можем сделать. Чтобы мы были вместе конкурентоспособнее, энергичнее, извините, зажиточнее и богаче опять же ради людей, ради миллионов людей — это важно, об этом сегодня в том числе шел разговор. Ну, опять же, никто никого не ориентирует на работу до ближайших каких-то недель или месяцев. Мы в прошлом году провели на площадках двух правительств хорошую работу по анализу того, что можно сделать в пользу единой промышленной политики, политики в сфере сельского хозяйства, по организации научных исследований, по большему взаимодействию таможенных служб по десяткам направлений. Это не должно быть забыто. Но еще раз говорю — разговоры о том, что Россия тянет за руку Белоруссию в какую-то там дальнюю интеграционную — ни повода, ни причин для этого нет. Анализируем союзный договор и делаем шаги равноправно, как чувствует каждая сторона. Еще раз подчеркиваю — равноправно, заинтересованно, ради общего блага, а не чьего-либо одного. Это очень важная оценка.

Теперь, если позволите, что касается того, как вы представляли меня…

— Мы просто вас постоянно видели рядом и показали кадры, где вы во время экскурсии, которую Лукашенко проводил по своему дворцу, были единственный, по сути, кто стоял прям рядом с двумя переговаривающимися Мишустиным и Лукашенко.

— Могут возникать какие-то вопросы не только в рамках экскурсии, а по содержательной повестке дня. В дополнение скажу вам, что, конечно, обсуждались вопросы экономические в сфере финансового взаимодействия, но обсуждались и вопросы, что особенно было отрадно, в сфере взаимодействия под эгидой министерств культуры в поддержку творческих коллективов. Вскоре, в конце сентября, состоится 7-й форум регионов Белоруссии и России. И именно на площадках регионального взаимодействия важно больше говорить о том, как мы по горизонтали, быстрее, может быть, чем на уровне республиканских и федеральных ведомств, обязаны договариваться в пользу взаимодействия муниципалитетов по уровню город-город.

— Дмитрий Федорович, правда ли, что обсуждали единую российско-белорусскую валюту?

— Я вас разочарую — нет.

— Короткий, но четкий ответ. Спасибо, что были с нами на связи!