В масках, но "живой" Иоганн Себастьян Бах

1 ноября в соборе Святых Петра и Павла профессор Александр Фисейский, Заслуженный артист России, музыкант, педагог, популяризатор органного наследия даст второй концерт своего авторского цикла "Иоганн Себастьян Бах и органная музыка XIX-XX веков".

Это выступление объединит музыку Баха и сочинения крупнейших французских композиторов-органистов романтической школы: Сезара Франка, Леона Боэльмана и Луи Вьерна. XIX век в музыке Франции – век грандиозного обновления. Появление крупных музыкальных заведений, где создавались классы игры на органе, а также революция в органостроении и появление больших инструментов дали обильные плоды во второй половине столетия – Франция подарила миру плеяду великих органистов, открывших новые горизонты в восприятии органа, технике игры и органной композиции. Результатом стало появление сочинений столь же грандиозных, сколь грандиозны были новые французские романтические органы.

В это время рос интерес к старинной музыке, и органисты испытывали сильное влияние музыки Баха, к тому времени вернувшейся из забвения и притягивавшей огромное внимание. Преклонялся перед баховским гением Сезар Франк – крупнейший французский композитор XIX века и органист Базилики св. Клотильды. Современники называли Франка-органиста единственным поистине равным Баху. Его линию продолжал Леон Боэльман, соединивший звуковую палитру современного органа с романтизированными образами средневековья. Луи Вьерн – слепой органист-виртуоз, 37 лет служивший в парижском соборе Нотр-Дам – был знатоком баховского наследия, цитировал хоралы Баха в своих сочинениях и работал над изданием произведений немецкого мастера. Легенда гласит, что умер Вьерн во время своего 1750-го концерта — число, совпадающее с годом смерти Баха.