Перед взлетом были проблемы с двигателем: новые данные о крушении в Подмосковье

На данный момент следствие рассматривает две основные версии крушения частного самолета в Московской области – техническая неисправность и ошибка пилотирования.

В Межгосударственном авиационном комитете исследуют данные, полученные с электронных устройств самолета, на котором разбился телеведущий Александр Колтовой. Как выяснилось, его стаж пилота составлял всего около 100 часов. Также предстоит установить, какую проверку судно прошло перед вылетом – нештатная ситуация возникла практически сразу, в тот момент, когда борт находился над оживленной автотрассой.

Следственные действия в аэропорту Мячково продолжаются. Но, несмотря на случившееся, полеты останавливать не стали.

Именно с этой полосы взлетел самолет Александра Колтового. Через 2 минуты пилот сообщил о неполадках и развернулся. До аэродрома оставалось меньше 5 километров.

Самолет Piper sport с бортовым номером RA 1381G обслуживался на аэродроме Мячково. Его руководство уже поспешило заявить, что все необходимые предполетные проверки воздушное судно прошло, а пилот имел разрешение на вылет. Кто и как проверял технику, сейчас устанавливают эксперты Межгосударственного авиационного комитета.

Сегодня появилась информация, что перед взлетом Александр долго возился с двигателем. Возможно, неполадки возникли еще на земле. Самолет он купил всего месяц назад вскладчину с другом.

"Перед вылетом осматривал его КВС (командир воздушного судна). Кто является КВСом, тот и осматривает. В тот момент КВСом был Александр, он его должен был осмотреть и принять решение на вылет", – рассказывает Николай Лукин, друг Александра Колтового, совладелец самолета.

По регламенту перед каждым взлетом воздушное судно обязан осмотреть еще и профессиональный механик, но в малой авиации на это часто закрывают глаза.

Алексей Петухов тоже купил самолет вместе с другом, а тот решил его самостоятельно переделать.

"Мой напарник решил усовершенствовать самолет: поставил другой винт, трехлопастный. А потом раз – и заклинило его. И они стали падать", – вспоминает Алексей Петухов, авиаэксперт, руководитель эскадрильи "ЮнАвиа".

У следствия сейчас несколько версий случившегося, но главных две – техническая неисправность и ошибка пилотирования. Александр сел за штурвал год назад. Налетал 100 часов. Как объясняют профессиональные летчики, это все равно что водитель автомобиля со стажем вождения 3-4 месяца.

"Произошел пожар. Скорее всего, этот дым и пламя было в кабине самолета. Идет потеря скорости, потеря управляемости, стресс такой силы, что он теряет самообладание", – объясняет Юрий Сытник, заслуженный пилот РФ.

На кадрах видно: уже на неработающих двигателях пилот ищет место для посадки, а затем Piper sport резко поворачивает и срывается в штопор. Все происходит прямо над Новорязанским шоссе, в непосредственной близости к жилым домам. Колтовой летел по согласованному маршруту, но именно это и вызывает вопросы у специалистов.

"Не дай Бог упадет действительно на дом, на автобус, который идет по трассе. Это является самой большой опасностью в эксплуатации воздушных судов, когда малоопытный человек, сидящий за штурвалом, да еще имеющий внештатную ситуацию на борту – справится ли он с этим? Я думаю, что гарантированно нет", – говорит Владимир Попов, авиаэксперт, генерал-майор ВВС в отставке, заслуженный летчик РФ

Малая авиация стала доступнее. Только в Москве и области удостоверение пилота имеют больше тысячи человек. Александру и Николаю Piper sport обошелся по цене иномарки бизнес-класса. Самолету 10 лет, по меркам авиации почти новая машина. Сертификат летной годности, то есть заключение о безопасности, было получено в апреле этого года.

"Так получилось, что предложили хороший самолет, за хорошие деньги. И Саша позвонил, сказал: будем покупать. Это мечтой было, отказаться было невозможно. Тем более, что мы знали хозяина, мы знали, как он за ним ухаживает", – рассказывает Николай Лукин, друг Александра Колтового, совладелец самолета.

Но чаще такую технику покупают, не зная хозяев. Легкомоторные самолеты спокойно продают через интернет. Звоним по одному из объявлений: встречу назначают в чистом поле недалеко от Клина.

- Приехал он из Америки, собирался в Чехии. Наработка меньше 500 часов, двигатель новый мы брали.

За этот Kitfox владелец просит чуть больше миллиона. Плати и взлетай.

- А сертификат летной годности?

- Зачем вам это? Вы готовы по 80 тысяч каждый год платить? Мы партизаны. Вот у меня на хвосте прилеплено: первая партизанская эскадрилья. Тут все партизаны.

Партизаны неба остаются вне закона. Им грозят штрафы и конфискация техники. Но даже к разрешенным полетам много вопросов.