Эталон журналистского мастерства: в столице простились с Всеволодом Овчинниковым

На Троекуровском кладбище Москвы в последний путь проводили бывшего собкора "Правды" и ведущего "Международной панорамы" Владимира Овчинникова.

В Москве простились с выдающимся журналистом, писателем, востоковедом Всеволодом Овчинниковым. Он скончался 1 сентября на 95-м году жизни. В качестве собкора "Правды" Овчинников открывал для советских людей Китай, Японию, Великобританию. На телевидении вел легендарную "Международную панораму".

На церемонию прощания с Всеволодом Овчинниковым пришли коллеги, друзья, ученики, журналисты разных поколений, для которых его материалы – эталон профессионального мастерства.

"Это настоящая профессиональная журналистика. Журналистика компетентности. Журналистика человека, который пишет о том, что хорошо знает", – говорит Владислав Фронин.

"Можно было только позавидовать ему умению выражать свои мысли, расставлять правильно акценты", – вспоминает Татьяна Миткова.

Редакторы говорили: то, что написано Всеволодом Овчинниковым, можно печатать, не проверяя. А писал он много. Еще с 1951 года, когда курсанта-переводчика из военного института иностранных языков направили в главную газету страны "Правду".

"Брали не выпускников факультета журналистики, а страноведов со знанием иностранных языков. Так попал в "Правду" Евгений Примаков. И так попал в "Правду" Всеоволод Овчинников", – рассказывал Всеволод Овчинников.

В 26 лет его посылают в Китай. Овчинников – самый молодой зарубежный собкор Советского Союза. Его материалы на первой полосе. Их запоем читает сам "великий кормчий".

"Мао Цзэдун подошел ко мне, пожал своей пухлой рукой мою руку и сказал: потрудился так потрудился, освещал съезд хорошо", – вспоминал Всеволод Овчинников.

Потом 7 лет в Японии, 5 лет в Великобритании. Там подружился с писателем Олдриджем. В каждой стране он не турист, а тонкий наблюдатель.

"Хочешь понять другую страну – пойми грамматику жизни этого народа", – объяснял Всеволод Овчинников.

Свои впечатления Овчинников опишет потом на страницах двух бестселлеров – "Корни дуба" и "Ветка сакуры". В стране Восходящего Солнца "Ветку сакуры" признают одной из трех лучших книг про Японию, написанных иностранцем.

В 1979 году Всеволод Овчинников становится ведущим одной из главных советских телепрограмм. "Международная панорама" стала настоящим окном в мир. Всеволод Владимирович разговаривал со зрителем живым языком без идеологических штампов.

"Представляя широкой аудитории внешний мир, он формировал у широкой аудитории представления об этом мире", – объясняет Дмитрий Стрельцов, заведующий кафедрой востоковедения МГИМО.

"Я стремился вооружить советских людей правильной методикой постижения зарубежной действительности. Это и для меня большое счастье", – рассказывал Всеволод Овчинников.

Андропов приглашал его консультантом по вопросам Азии. После аварии в Чернобыле Овчинников 11 дней провел в зоне отчуждения, чтобы написать об этом.

"Это не ремесло, то, что мы делаем, а служение. У нас есть профессиональный долг перед людьми тянуть вверх планку их духовных запросов", – считал Всеволод Овчинников.

Похоронили Всеволода Овчинникова на Троекуровском кладбище столицы.