Обитатель глубин рассказал учёным о секретах бессмертия

Представитель отряда гидра размером около одного сантиметра

(фото CAU/Fraune).

Учёные вносят модифицированную последовательность генов в зародыш гидры

(иллюстрация CAU/Wittlieb).

Представитель отряда гидра размером около одного сантиметра
Учёные вносят модифицированную последовательность генов в зародыш гидры
Пресноводная гидра известна тем, что не проявляет признаков старения и фактически бессмертна. Группа немецких учёных раскрыла генетические основы этого удивительного явления.

Крошечный пресноводный полип гидра давно вызывает огромный интерес учёных. Во многом он связан с тем, что это животное фактически бессмертно и не проявляет никаких признаков старения.

С биологической точки зрения необычное явление объясняется тем, что гидры размножаются почкованием и обладают впечатляющими способностями к регенерации любых участков тела благодаря наличию большого количества стволовых клеток. При этом с возрастом количество "чудодейственных" клеток не снижается, и они продолжают обновлять ткани организма.

Немецкие исследователи из университета имени Христиана Альбрехта (Christian-Albrechts-Universität zu Kiel) решили выяснить, каковы генетические основы бессмертия гидры, и с удивлением обнаружили, что секрет таится в гене FoxO.

Он хорошо известен генетикам, так как имеется у всех животных и человека. Биологи также доказали, что он связан со старением. Однако его роль до сих пор оставалась неясной.

Немецкие учёные создали три модифицированных версии полипа. У одной из них имелся нормальный FoxO, в другой была добавлена ещё одна копия этого гена, а у третьей он был выключен.

Как сообщается в журнале PNAS, у гидр с неактивным геном не только существенно снизилось количество стволовых клеток, но и кардинальным образом изменилась иммунная система. Похожие изменения обычно связаны со старением организма и наблюдаются у пожилых людей. У полипов с дополнительной копией гена, стволовые клетки, напротив, начали делиться ещё более активно.

На основании полученных данных учёные сделали вывод, что именно ген FoxO поддерживает стволовые клетки в активном состоянии. За счёт этого происходит постоянное обновление тканей. Скорее всего, такие же процессы происходят в организме человека. Предыдущие исследования уже показывали, что у долгожителей этот ген остаётся активным даже после столетнего юбилея.

Как бы то ни было, проверить эти догадки будет довольно сложно, ведь генетические манипуляции и эксперименты на людях запрещены. Однако немцы рассчитывают как минимум выявить факторы, влияющие на работу гена FoxO, такие как экология, диета или образ жизни человека.