Американская стратегия удушения Венесуэлы может спровоцировать кризис в мировой экономике

Постпред Венесуэлы в ООН заявил, что США готовят военное вторжение, намереваясь силой сменить власть в Каракасе. В Вашингтоне и не скрывают, что такие планы разрабатываются. Но первый удар по Венесуэле нанес не Пентагон, а американский Минфин.

Постпред Венесуэлы в ООН заявил, что США готовят военное вторжение, намереваясь силой сменить власть в Каракасе. В Вашингтоне и не скрывают, что такие планы разрабатываются. Но первый удар по Венесуэле нанес не Пентагон, а американский Минфин.

"Афганистан — приветствуем переговоры", "5000 военных в Колумбию". Блокнот с этими записями Джон Болтон неестественно поднял повыше, развернув так, чтобы он не ускользнул хотя бы от одной из телекамер. Он и не ускользнул. Рэкетир, посещающий жертву, ведь тоже не прячет за спиной раскаленный утюг или паяльник. Главные адресаты послания, конечно, в Каракасе.

"Соединенные Штаты возлагают на службы безопасности Венесуэлы ответственность за сохранность дипломатического персонала США, Национальной Ассамблеи и президента Гуайдо. На любое насилие против этих людей последует значимый ответ", — предупреждает советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон.

Прочитали запись из болтоновского блокнота и в колумбийском МИДе. Долго думали, но так и не поняли, что советник Трампа имел в виду.

Twitter в ответ на топорную угрозу разразился целым потоком фотожаб. "Помогите, меня удерживает сумасшедший!" — одна из самых популярных. Кое-кто вспомнил, что похожим приемом когда-то пользовался другой советник Трампа — Стив Бэннон, сфотографировавшийся на фоне доски, где был описан план строительства стены с Мексикой. Впрочем, во всем этом лишь малая доля шутки.

Что и подтвердил выступавший вместе с Болтоном министр финансов США. Заморозка активов венесуэльского нефтяного гиганта PDVSA на 7 миллиардов долларов — это всерьез.

"Мы сохраним эти активы для народа Венесуэлы, которому они и принадлежат", — заявил глава американского Минфина Стивен Мнучин.

Если по-простому, то качать в Венесуэле смогут и дальше, но доступ к прибыли от поставок нефти, по задумке Вашингтона, сможет получать только Гуайдо и компания. Классика рейдерского захвата. Именно на Боливарианскую Республику приходится около семи процентов всего импорта сырой нефти на американский рынок. Причем нефть, в отличие от той, что добывают в США, тяжелая. Из нее, например, изготавливают дизельное топливо, без него с места не сдвинется ни один "Хаммер", что в Колумбии, что в Афганистане. Оперирует поставками дочка PDVSA — компания Citgo.

"Они пытались захватить Citgo во что бы то ни стало на протяжении всех этих лет. Сегодня они пытаются сделать это с помощью предательской акции венесуэльской оппозиции. Они платят дьяволу венесуэльской нефтью", — возмущается министр нефти Венесуэлы и глава PDVSA Мануэль Кеведо.

И речь не только об углеводородах. Глава госдепа Майк Помпео распорядился передать под контроль Гуайдо находящееся в США имущество Венесуэлы, а также финансовые активы страны на счетах банков Федеральной резервной системы США.

"Очевидно, что их цель — забрать наши богатства. Чего еще хочет правительство США?" — заявляет президент Венесуэлы Николас Мадуро.

Кроме США, венесуэльская нефть поставляется также в Китай и Индию. Формально эти направления поставок затронуты не будут, но рынок углеводородов глобален. Как повлияет на цену барреля происходящее, предугадать непросто.

"Нефть — это стратегический ресурс в мировой экономике, это кровоснабжение всех экономических операций. Это повлияет на весь мир", — прогнозирует аналитик Эрик Гойкохея.

Гуайдо в курс таких подробностей сторонников предпочитает не посвящать. Пустой бюджет Венесуэлы и пустые карманы венесуэльцев сейчас ему даже на руку.

"Несмотря на все риски, мы продолжим мирные протесты на улицах", — заявляет председатель Национальной ассамблеи Венесуэлы Хуан Гуайдо.

Присматривать за тем, чтобы все шло по плану, будут семь американских дипломатов, оставшихся в Каракасе. Мадуро все-таки согласился на открытие Секции интересов США.

Сотрудники венесуэльского посольства в Вашингтоне и нескольких консульств тем временем вернулись домой. Для них во дворце Мирафлорес торжественный прием.

Вернулись, однако, не все. Бывший военный атташе, а теперь и консул Венесуэлы в Майами признали президентом Гуайдо. В общем, не отмахнуться от старой, как доктрина Монро, шутки: "Почему в США никогда не бывает госпереворотов? Потому в Вашингтоне нет американского посольства".