И снова Эци: у тирольского ледяного человека не осталось родных по матери

Туристическое агентство Tourenwelt

Реконструкция внешности Эци. Фото: South Tyrol Museum of Archaeology
Новейшее исследование ледяного человека Эци подтвердило исчезновение его материнской генетической линии. Ученые предложили свою разгадку этой тайны.

Ледяной человек Эци, скончавшийся 5300 лет назад, продолжает регулярно поставлять новости о себе. Совсем недавно мы рассказали о расшифровке генома бактерии Helicobacter pylori, извлеченной из содержимого желудка древнейшей мумии Европы. Возможно, Эци страдал от гастрита или язвы. Не прошло и пары недель, как ученые опубликовали новый научный отчет в журнале Nature – и снова печальные новости для Эци: у него совсем не осталось родственников по материнской линии.

Мумия Эци была обнаружена в 1991 году в Эцтальских Альпах (отсюда и современное прозвище человека эпохи неолита, Эци). В 1994-м был проведен первый генетический анализ древних останков. Тогда ученые так и не смогли определить, связан ли Эци генетически с кем-либо из ныне живущих людей. Следующее исследование провели в 2008 году, и его результаты тоже не удовлетворили ученых. С одной стороны, всё говорило о том, что у Эци не осталось родственников по материнской линии. Иными словами, его митохондриальная генетическая ветвь, получившая название K1f, полностью исчезла. С другой стороны, ученые допускали вероятность ошибки: тогда в их распоряжении было слишком мало современных образцов ДНК для сравнительного анализа.

Валентина Койа, биолог Европейской академии в Больцано и ведущий автор современного исследования, объясняет: "В 2008 году для анализа использовались всего 85 образцов ДНК современных представителей митохондриальной гаплогруппы K1 – той же, к которой принадлежит Эци. Среди них, к тому же, не было ни одного из восточных Альп, где шанс найти людей, генетически сходных с Эци, был бы значительно выше. Для достоверного результата требовалось провести повторное сравнение митохондриальной ДНК Эци с бóльшим количеством современных образцов".

В отличие от генетических маркеров Y-ДНК, которые передаются с Y-хромосомой исключительно по мужской линии, то есть, от отца к сыну, митохондриальная ДНК (мтДНК) наследуется по материнской линии, то есть, передается от матери своим детям обоих полов.

В 2012 году был проведен полный анализ Y-ДНК Эци, который показал, что с родственниками по мужской линии у "ледяного человека" все в порядке: его генетическая ветвь (субклад), получившая название G2a, все еще присутствует в Европе, в основном среди жителей средиземноморских островов Сицилия, Сардиния и Корсика. В 2013 году даже были найдены 19 человек, которых можно считать прямыми потомками Эци по мужской линии.

Оставалось разрешить загадку митохондриальной ДНК Эци. Исследование провела группа ученых из Европейской Академии EURAC в сотрудничестве с римским университетом Сапиенца и Университетом Сантьяго де Компостела (Испания). МтДНК Эци сравнили с образцами ДНК 1077 человек, принадлежащих к генетической ветви K1. Специально для целей исследования 42 образца были впервые взяты у людей, проживающих в восточных районах Альп.

Новое масштабное исследование подтвердило худшие подозрения: ни K1f (прямая материнская линия Эци), ни какие-либо генетически близкие к ней ветви не сохранились до нашего времени. Современной науке известны лишь три основных субклада (ответвления) мтДНК-гаплогруппы K – K1a, K1b и K1c, и генетические маркеры Эци не подходят ни под один из них.

Ученые предвидели такой поворот событий, поэтому в первой части исследования они искали потомков матери Эци, а во второй – ответ на вопрос, почему никто из них не дожил до нашего времени. Для этих целей генетики изучили не только современные образцы ДНК, но и ДНК из останков людей эпохи неолита, обнаруженных археологами в 14 разных местах Европы.

Выводы ученых таковы: мужчины-предки Эци (Y-гаплогруппа G, субклад G2a) пришли в Европу с Ближнего Востока около 8000 лет назад, и во времена неолита представители этой генетической ветви были весьма многочисленны на европейском континенте. Последующие миграции "растворили" эту генетическую группу, не затронув лишь такие изолированные места как острова Сицилия, Сардиния и Корсика.

Тогда как материнская генетическая линия Эци, K1f, по всей видимости, изначально появилась в альпийских районах Европы около 5500 лет назад. Представительницы этой генетической ветви жили довольно изолированно, группа не росла в численности и в итоге угасла там же, где появилась: в Альпах. Сценарий развития событий, предложенный генетиками, подтверждают и находки археологов: резкий демографический рост в восточных Альпах начался лишь в бронзовом веке, то есть через 1500-2000 лет после эпохи Эци.

Впрочем, ученые оставили крохотную лазейку – возможно, потомки матери Эци все-таки существуют, но так малочисленны, что их сложно обнаружить. Краткое изложение результатов исследования опубликовано на сайте Европейской академии.