...И жена справится: тест-драйв УАЗа "Патриот" с АКПП - по дорогам и без них


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести

Читать Вести в MAX
Моя левая нога инстинктивно ищет педаль сцепления перед запуском мотора. Тьфу, опять забыл: ее же тут нет, ведь я сижу в первом УАЗе с автоматом! Как он едет по асфальту и бездорожью, какие особенности и сюрпризы у коробки - и что за отзывная кампания с ним уже случилась? Все ответы – в нашем тест-драйве.

Принцип "лучше поздно, чем никогда" в действии: уступив давним просьбам покупателей (и попутно держа в уме прицел на экспорт), УАЗ наконец-то выпускает свой первый внедорожник с автоматической КПП — на 78-м году жизни самого автозавода! Остряки уже вовсю шутят по этому поводу, а патриоты возмущенно вопрошают, почему на российском "Патриоте" стоит 6-ступенчатый автомат 6L50 разработки General Motors, поставляемый с французского завода фирмы Punch Powerglide. Да, на презентации представители Punch заявили ресурс этой АКПП аж в 200 000 миль (то есть 320 000 км), но как же импортозамещение? Вслед за "Патриотом" этот же автомат получит и УАЗ "Пикап". Работы по "двухпедальной" версии идут полным ходом, а появление новинки ожидается в конце этого года. А вот другие модели УАЗа АКПП не получат. Одно из отличий версии с автоматом — черная решетка.   Ответ прост: российскому агрегату пока просто неоткуда взяться. УАЗ разработку и запуск в серию своей АКПП в одиночку не потянет (это очень дорого и долго), а если и впряжется, то вряд ли ее окупит. Нужны продажи большими тиражами, а завод за прошлый год продал, по данным АЕБ, всего-то 41 252 машины всех моделей, включая коммерческие, которые такую коробку не получат. Взять у ГАЗа 6-ступенчатый автомат 1K0806, созданный совместно с австрийской фирмой Zoerkler Gears? Так он рассчитан на 800 Нм — под среднетоннажные грузовики с автобусами. Московская фирма КАТЕ, создавшая 9-ступенчатую АКПП для проекта Aurus? Подходящей для "Патриота" коробки у нее тоже нет и неизвестно, будет ли вообще. А "двухпедальный" УАЗ покупателям надо, как говорится, уже вчера. Вот и пошли ульяновцы по самому быстрому, простому и более дешевому пути: раз нет своего, то покупай уже готовый вариант на стороне. Шесть ступеней выбрали как "золотую середину": 4-5 передач мало, 8 и больше – дорого. Сама коробка 6L50 – двухсоставная, то есть ее крепежный "колокол" и основной корпус выполнены как отдельные детали с болтовым соединением. При адаптации автомата к бензиновому мотору ЗМЗ Pro (2,7 л, 150 сил, 235 Нм) оказалось достаточно изготовить под картер уазовского движка только новый "колокол" на коробку. Для сравнения, рассматривался и вариант АКПП ZF 6HP21, но у нее "колокол" и корпус отлиты одной деталью, и под нее пришлось бы менять картер маховика уже самого мотора ЗМЗ, а это слишком дорого.     "Не мы такие — рубль такой!" Шестиступенчатая АКПП 6L50 удорожает "Патриота" минимум на 99 000 рублей. Ничего не попишешь — агрегат-то импортный. На заводе во Франции его делают по полному циклу, включая отливку корпусов и нарезку зубьев шестерен. С 2006 года он применялся, например, на BMW X3, X1, 1 и 3, Cadillac ATS, STS, SRX и SLS, Chevrolet Colorado и Camaro, а еще на марках Тata и Mahindra. Агрегат держит до 320 л.с. и 500 Нм. В ответ на поворот ключа привычно забасил выхлоп, но хорошо знакомого по "механике" бренчания и резонанса от работающего двигателя уже нет. Что случилось?! На машине с автоматом выхлопной тракт теперь висит не на  стальных хомутах, которые от вибраций еще и нередко лопаются, а уже на резиновых подушках, которые и "отвязали" выпуск от рамы. (Позднее такое решение получат внедорожники с механической КПП). Тише стало в салоне и от того, что в полу кузова нет прежнего проема для рычага механической коробки – китайскому селектору с тросовым приводом переключения режимов АКПП такое большое "окно" просто не нужно.    Вообще, притихший мотор тут очень кстати, ведь чтобы шустрить в потоке или на обгонах двигатель придется часто и активно "крутить". УАЗ пока не публикует данные по набору 100 км/час, но и без них достаточно проехать на "Патриоте" с автоматом всего километр, чтобы понять – он потупее и заметно медленнее в ускорении, чем версия с МКПП, шума на активном разгоне больше, чем динамики. Амбиции "шашечника" надо сразу оставлять за порогом, это машина для спокойной и размеренной езды.     За резьбовой пробкой — фильтр коробки: для его смены не надо сливать масло и снимать поддон. Масляного щупа нет, уровень контролируется на ТО. В АКП предписано лить 9,6 л недешевой ATF Dextron 6, но заявлено, что она залита минимум на весь гарантийный срок машины (3 года/100 000 км), а дальше меняется "по состоянию". Рабочая температура масла — 110 градусов, если выше 132 градусов — коробка уходит в аварийный режим, ограничивая обороты мотора и переключения.       Гидротрансформатор — фирмы LuK, коэффициент трансформации — 1,5. На 1-й ступени его фрикцион блокировки разомкнут, при оборотах выше 2000 об/мин на передачах со 2-й по 6-ю он блокируется.   На средних оборотах ускорения неспешны, и чтобы машину оживить, двигатель надо "закручивать", причем нередко в красную зону, которая начинается с 5000 об/мин. По своим настройкам коробка стремится экономить топливо и постоянно норовит переключиться на передачу повыше. Но и с модернизированным мотором ЗМЗ Pro, который стал более "низовым", его тяги для езды внатяг на повышенных передачах не всегда хватает — вплоть до того, что в городе на таких режимах начинается отчетливая детонация в двигателе. И коробка в итоге начинает метаться между ступенями, переключаясь то "вверх", то "вниз". Особенно эти метания заметны на магистрали. УАЗ заявляет, что появление шестой ступени снизило на скорости 90 км/час расход топлива на 2 л/100 км. Да, на шестой при тех же главных парах в мостах (их число 4,6) трассовые обороты мотора стали ниже: например, на 100 км/час они теперь составляют 2200 об/мин. Только прок от нее есть только на ровной дороге и на ровном газу. Чуть подъем или движение педалью акселератора – и коробка сразу переключается на пятую, потом опять на шестую” И эти довольно раздражающие в дальней дороге "скачки" на передачах были всего с двумя седоками и двумя чемоданами на борту. А если салон и багажник битком или на фаркопе висит прицеп? Салон, "дубовая" отделка и мелкие огрехи вроде трясущихся зеркал те же, что у и на "Патрике" с МКПП. Но мультимедиа с навигацией "Навител" быстрее, получила новый интерфейс, функцию Mirror Link, разделение экрана, гироскоп и отображение режимов трансмиссии. Будет и мобильное приложение УАЗ Connect. Через смартфон можно завести мотор, провести диагностику, определить местоположение и состояние машины, считать данные о поездке и т.д. Грязи или песков на тестовом маршруте у нас не было, так что поведение автомата на бездорожье мы оценивали на крутых каменистых горных тропах азербайджанского заповедника Гобустан в условиях 30-градусной жары. Перегреть автомат на затяжных подъемах даже на повышенном ряду в раздатке не смогли, но наблюдения все те же: коробка упрямо норовит при любой возможности пораньше включить следующую передачу. Даже на горках и на пониженном ряду в раздатке. Блок управления автомата при своей работе ориентируется на нагрузку двигателя и не "видит" подъема – нет датчика продольного угла наклона дороги. Лезешь, например, на крутой подъем на второй пониженной, обороты средние, в лобовом стекле видно только небо – и тут АКПП втыкает третью передачу, которую мотор уже не "вывозит"! Внедорожник словно спотыкается и сбавляет ход, приходится, матерясь, судорожно продавливать газ чуть ли не в пол, чтобы коробка одумалась и переключилась обратно. У "Патриота" с автоматом тот же внедорожный арсенал, что и у машин с МКПП. ESP и противобуксовочная система, хорошо имитирующая межколесные блокировки, входят в цену всех комплектаций, кроме базовой. И во всех исполнениях придется доплачивать 39 000 рублей за принудительную блокировку заднего дифференциала. На фото — новые колесные диски "Футбол" с заводскими шинами Conti CrossContact ATR размерностью 235/70 R16.     В этих ситуациях боролся со своеволием АКПП с помощью "мануального" режима: включил ручками ту же вторую пониженную – и пилишь на ней вверх, пока уклон не станет более пологим. На спусках же ручной режим вполне позволяет тормозить передачами, в том числе и на верхнем ряду в раздатке. Одна беда: уж очень далеко от водителя стоит невысокий селектор автомата. А для перехода в ручной режим его еще надо толкать вправо от себя. Даже мне с моим ростом и длинными руками не слишком удобно, а каково будет тому, что росточком пониже и руками покороче?        На "Патриоте" с автоматом дебютируют новые опциональные передние кресла с другой набивкой, удлиненной подушкой и более развитой боковой поддержкой. Обивка — ткань или перфорированная кожа черного или коричневого цвета. Есть подогрев, у водителя — настройка по высоте и поясничному подпору. Сидеть в целом просторно и удобно, но из-за горба в районе поясницы в дальней дороги лично у меня начала уставать и болеть спина.      Спортивного или каких-то других режимов в АКПП нет. Нет и кнопки включения кик-дауна – для этого пришлось бы делать новый блок педали акселератора, а это время и лишние деньги. В итоге все возложено на адаптивные алгоритмы управления автоматом. В принципе, на небольшое нажатие газа или увеличение нагрузки коробка реагирует оперативно, вовремя подтыкая пониженную. Но если продавить газ в пол, когда коробка может переключиться сразу на две ступени "вниз", то уже есть заминка.        Впрочем, я и не ждал от связки атмосферного мотора и автомата какой-то резвости и быстродействия, аналоги у других производителей едут практически так же. Можно, конечно, "чиповать" ЗМЗ Pro (предложения на рынке уже есть, как от частников, так и от дилеров), чтобы ехал пободрее, но кардинально добавить внедорожнику прыти смогут или дизель, или более мощный бензиновый движок.  Передние опоры мотора и поперечина рамы с оригинальной опорой под АКПП — новые. Задний кардан короче, передний длиннее, крестовины — прежние. Катализатор пришлось компоновать возле коробки и отгораживать тепловым экраном. Теплообменник, завязанный на измененную систему охлаждения мотора, помогает прогреть коробку зимой, а остужает ее под нагрузками отдельный корейский охладитель — он стоит в самом верху за решеткой радиатора, где его меньше закидывает грязью. Так что перегреть АКП непросто. Темы про дизель ульяновцы пока избегают (мол, все зависит от спроса и рынка), а вот про грядущий бензиновый турбомотор ЗМЗ объемом 2,3 л уже говорят открыто. У него ожидается отдача под 200 л.с. и более 300 Нм крутящего момента. Но нынешний Patriot вряд ли его получит – турбоагрегат явно готовят под новое поколение внедорожника, которое должно выйти в ближайшие 2 года.  Зато сейчас, как выразился коллега, с автоматом "тошнить" по дорогам уже стало веселее! Можно вальяжно развалиться в кресле и держать руль одной рукой: больше нет этой утомляющей работы тяжелой педалью сцепления и тугим рычагом механической коробки, нет ее "фирменного" рычания на разгоне, меньше устаешь от долгой рулежки в пробках, на трассе и бездорожье, легче трогаться, не боясь заглохнуть” Вместо корейской раздаточной коробки Dymos автомат "скрестили" с более дешевой индийской раздаткой Divgi TTS (аналог агрегата фирмы BorgWarner) с электронным управлением. Ее меньшее передаточное число пониженного ряда (2,48 против 2,54 у Dymos) отчасти компенсируется гидротрансформатором автомата. Справа виден резиновый подвес выхлопа. Еще дилеры будут предлагать стальную 2-миллиметровую защиту днища от бампера до бака, состоящую из четырех частей и закрывающую мотор, АКПП и раздатку.    На это и рассчитывает УАЗ, запуская с 1 октября продажи "Патриота" с автоматом. В компании уповают, что эта коробка привлечет новых покупателей, включая тех, кто сейчас и вовсе ездят на легковушках, но хотят пересесть на что-то повыше и побольше. Машина с механической коробкой им точно не нужна, а вот к более простому и удобному в управление УАЗу с автоматом они уже готовы присмотреться. Надеются в Ульяновске и на то, что станет больше покупателей в крупных городах, а вот на регионы и глубинку больших надежд не возлагают – там все эти ваши автоматы не нужны, народ предпочитает более дешевую, простую и предсказуемую "механику".    На ходу "Патриот" с АКПП ведет себя так же, как и версия с "механикой", ведь подвеска, резкие тормоза и рулевое одни и те же. С новым передним мостом машина лучше держит прямую, хотя боковой ветер и уводит ее в сторону, заставляя подруливать. По трассе выше 110 км/час ехать не хочется (шумят кузов и резина), а вот вне асфальта "Патриот" все так же провоцирует прохватить. Но на кочках нас и коллег просто извел скрип петель двери багажника! Похоже, вылезающие там и сям "косяки" исправит только новое поколение...       Цены и подробное описание версий на "Патриот" с АКПП УАЗ озвучил еще в конце августа, и они пока не изменились. Четыре комплектации (Оптимум, Премиум, Статус и лимитированная серия Edition I) обойдутся, соответственно, в 1 034 000, 1 180 000, 1 268 000 и 1 298 000 рублей без учета опций. С ними самое дорогое исполнение Edition I потянет на 1 382 000 рублей, а Премиум – уже на 1 395 000 рублей! Внедорожных или экспедиционных исполнений у "Патриота" с автоматом пока нет.      Конкуренты? Забудьте! Кризис вымел с российского рынка все бюджетные альтернативы, и ситуация в будущем вряд ли изменится. Давно нет таганрогского ТагАЗа, выпускавшего модели Tager и Road Partner (лицензионные SsangYong Korando и Musso) с рядной 220-сильной бензиновой "шестеркой" и 4-ступенчатым автоматом. "Патриот" с АКПП рассчитан на буксировку 1,5-тонного прицепа, оборудованного тормозами. Сам SsangYong в 2014 году свернул производство и российские продажи модели Kyron с дизелем и бензиновым мотором в паре с 6-ступенчатым автоматом. Безвозвратно ушел китайский рамный Great Wall Hover H5 с турбодизелем с 5-ступенчатой АКПП производства Hyundai-Kia. В итоге, все что, можно из "новья" притянуть сегодня к УАЗу – это китайский Foton Sauvana (мы его уже тестировали) с 2-литровым бензиновым турбомотором и 6-ступенчатым автоматом ZF. Да и то если брать машины 2018 года выпуска, которые, с учетом скидки, стоят от 1 675 000 рублей. А дальше – только б/у. На этом безрыбье "Патриот" с автоматом, со всеми его огрехами, просто обречен на успех” P.S. А что там с нашумевшей отзывной кампанией, спросите вы? Представитель УАЗа рассказал нам, что на завод планово возвращается партия нетоварных предсерийных машин, которые передавались дилерам не для продажи, а исключительно для демонстрации и тест-драйвов. Машины не были до конца настроены, но УАЗ пошел на это, учитывая ажиотаж и желание потенциальных покупателей поскорее попробовать машины "живьем" хоть в таком виде.