Brexit дает шанс ирландским националистам

Что будет, если Северная Ирландия воссоединится по результатам референдума с Ирландией?

Что будет, если Северная Ирландия воссоединится по результатам референдума с Ирландией?

Крепостные стены города Дерри в XVII веке соорудили англичане, чтобы защитить своих переселенцев, колонизировавших Ирландию. В подтверждение английских прав к названию тогда даже добавили приставку – "Лондон". После раздела острова в 1921 году Лондондерри остался под контролем британцев на территории Северной Ирландии, которая входит в состав Соединенного Королевства. Но живущие здесь ирландские националисты такого подчинения не признают. Они вымарывают слово "Лондон" на всех указателях. Так называемый свободный Дерри в ХХ веке оказался в центре одного из самых ожесточенных конфликтов

В этом городе произошло событие, которое вошло в историю как Кровавое воскресенье в Северной Ирландии. 30 января 1972 года на этих улицах британские военные расстреляли мирных демонстрантов. В тот день 13 человек погибли на месте. Среди них – 17-летний Кевин Макилни, который пришел на демонстрацию из любопытства.

"Мой брат был убит на противоположной стороне улицы. По его ранениям было понятно, что он пытался найти укрытие", — вспоминает Джин Хегарти, сестра погибшего Кевина Макилни.

Каждый день Джин проходит мимо места, где погиб ее брат. Она работает в Музее свободного Дерри. Основная экспозиция посвящена Кровавому воскресенью.

Вооруженный конфликт в Северной Ирландии продолжался здесь около 30 лет. Против британцев воевала подпольная Ирландская республиканская армия. На ее счету тысячи террористических актов.

Боевики взрывали отели, убивали военных, политиков и даже членов королевской семьи. Бомбы взрывались у стен британского парламента, доходило до обстрелов аэропорта Хитроу и резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит. Со стороны Лондона действовали армия, полиция и полувоенные формирования так называемых роялистов — сторонников союза с Великобританией, те тоже охотно шли на террор. Конфликт получил название "смута". И корни этой смуты нужно искать еще в Средневековье, когда англичане подчиняли себе Ирландию, на которую претендовали католическая Испания и Священная Римская империя.

Британцы просто уничтожали сопротивлявшихся им католиков. Последняя смута стоила жизни трем с половиной тысячам человек. Большинство из них были обычные люди, не имевшие никакого отношения к самому конфликту.

"Я — протестантка, но выросла в католическом квартале, и у меня никогда не было проблем с моими соседями. Но когда начался конфликт, мы были вынуждены оставить свой дом, и для меня это было очень тяжело. Мы должны были все бросить и с тремя маленькими детьми на руках шли неизвестно куда, не понимая, как нам жить дальше", — говорит Джаннет Варке, сотрудник культурного центра протестантской общины г. Дерри.

После того как британское правительство в 1998 году заключило мирное соглашение с ирландскими республиканцами, многие роялисты решили покинуть эти места. Оставшиеся здесь живут коммуной, при въезде в которую установлен плакат: "Мы в окружении, но не сдадимся". Дом Джеффри Кроучанк находится на границе квартала. Он говорит, что сегодня это по-прежнему линия огня.

"Нас продолжают атаковать республиканцы. В основном молодежь. За последний год мой дом шесть раз закидывали камнями. Конечно, это уже не то, что было здесь в 80-е, когда нападения совершались едва ли не каждую ночь", — отметил Джеффри.

Несмотря на то что период смуты здесь вроде бы давно закончился, католики и протестанты по-прежнему живут в Северной Ирландии, разделенные заграждениями.

В столице Северной Ирландии Белфасте оградительные сооружения, разделяющие враждебные коммуны, растянулись на несколько километров. Сегодня этот забор называют "стеной мира", сюда возят туристов. В Дерри тоже установили символизирующий историческое примирение монумент — фигуры католика и протестанта протягивают друг другу руки. Но до рукопожатия все еще остаются несколько сантиметров.

В Северной Ирландии легко по флагам определить, на какой вы оказались стороне. У республиканцев — ирландские знамена, у роялистов — британский Union Jack. И там, и здесь — настенная живопись. Человек с ружьем присутствует почти в каждом граффити. "Революция не закончена" — написано на стене дома, где расположилось отделение новой радикальной организации республиканцев. Ее название переводится с ирландского как "Освобождение". Недавно активисты этой организации в военной форме прошли маршем по улицам Дерри.

"Шествие было организовано в пасхальные дни. Мы отдавали дань ирландским мужчинам и женщинам, которые в 1916 году с оружием в руках боролись за независимость нашей страны и против Британской империи. Наша цель — построить в Ирландии справедливую социалистическую республику, которая не будет ни от кого зависеть. Пока что наша страна оккупирована Великобританией", — подчеркнул Джо Барр, активист организации "Освобождение".

Предстоящий Brexit местные проблемы только обострил. Непонятно, что будет с границей, которая отделяет север от юга. Сегодня это формальная линия внутри Евросоюза. Только цветы в месте, где во время конфликта был взорван британский блокпост, напоминают о том, что когда-то здесь действовал жесткий контрольно-пропускной режим.

"Нас уверяют, что границы не будет, но никто не говорит правду. Если Великобритания выходит из Евросоюза, то каким образом можно оставить здесь все как есть? Мы не хотим, чтобы Ирландия опять была разделенной, ведь именно из-за этого началась смута, здесь шла настоящая война. Мы просто не можем этого допустить", — считают североирландцы.

Brexit дает шанс ирландским националистам. На недавних выборах в местный парламент рекордное для себя количество голосов набрала республиканская партия "Шинн Фейн". Республиканцы требуют, чтобы Северная Ирландия осталась в Евросоюзе.

"Из-за Brexit пострадает народ Ирландии и на севере, и на юге. Наша партия уже начала переговоры с представителями 27 стран Евросоюза. Мы будем добиваться того, чтобы Северной Ирландии был предоставлен особый статус", — заявил Пэт Шихан, официальный представитель "Шинн Фейн".

Для Лондона такой сценарий означает фактическую потерю контроля над этой частью страны. Пока не ясно, о чем в итоге удастся договориться с Брюсселем, но уже начались разговоры о возможном воссоединении Ирландии. До Brexit об этом всерьез в Европе не говорил.