
В главной энергетической провинции Канады – Альберте – бушуют лесные пожары, площадь которых уже увеличилась в 5 раз. Общие потери от вышедшей из под контроля стихии уже составили 1 млрд долларов. По оценкам Morgan Stanley, перебои в добыче нефти продолжатся как минимум 10 дней, недостача будет составлять до 500 тысяч баррелей в сутки. При этом оценки в создавшемся хаосе ощутимо различаются. Эксперты Reuters, например, считают, что суточная нехватка уже составляет 640 тысяч баррелей. А лондонская аналитическая контора PVM напоминает: из 4,5 млн баррелей, производимых ежедневно в Канаде, 3,4 млн обычно отправляется в США. Так что влияние на рынок может быть вполне ощутимым.
Пожары разгорелись именно там, где разрабатываются нефтеносные пески Канады. Несмотря на высокую себестоимость, добыча продолжалась даже при низких мировых котировках, причём львиная доля продукции уходила в США. В плане мощностей, Канада сейчас теряет треть своего суточного потенциала. И дело не только непосредственно в месторождениях: после эвакуации ряда областей было перекрыто несколько крупных нефтепроводов - например, "Corridor" мощностью 560 тыс. баррелей в день.
В Ливии же продолжает действовать фактор вакуума власти. После падения Каддафи начался хаос, и за несколько лет к политической междуусобице в этой стране рынок вполне привык. Периодически группы повстанцев собираются на конвенции, формируют коалиции, но они почти сразу распадаются. Никто не обращает внимания, пока это не затрагивает интересы третьих стран. Но сейчас произошло именно это. Ставшие более интенсивными стычки между восточными и западными политическими фракциями не позволили загрузить крупный нефтяной танкер, зафрахтованный сырьевым трейдером Glencore.
Несмотря на серьёзность факторов, некоторые призывают не переоценивать их. Например, Джон Килдафф, партнёр нью-йоркского хедж-фонда Again Capital. Килдафф считает, что пожары в Канаде пылают всё же южнее самых крупных месторождений, и они не смогут нанести непоправимый урон нефтяной промышленности страны. А дополнительных ливийских баррелей как таковых всё равно не было на рынке - их только ждали.
В последние несколько месяцев нефть почти беспрерывно дорожала. Апрель для Brent вообще стал лучшим за последние 7 лет - ключевой сорт подорожал сразу на 20%. Но затем оптимизма на рынке поубавилось: некие инсайдеры, якобы, весьма близкие к правлению ОПЕК, выяснили, что картель к летней встрече не готовит никаких мер поддержки цен, и не собирается вновь пытаться обсуждать заморозку. На этом фоне стихия в Канаде и борьба за власть в Ливии стали чуть ли не важнейшими факторами, поддерживающими котировки нефти.




















































































