Россияне в кризис не экономят на домашних любимцах: как показал опрос Национального агентства финансовых исследований, продажи товаров для животных растут даже во время экономических трудностей. Владельцы готовы отказывать себе в чём-то, но не своим питомцам. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов продолжит тему.
Триллион рублей — столько, по расчетам аналитиков НАФИ, в год россияне тратят на любимых питомцев, включая аквариумных рыбок, черепах и хомячков. Сумма сопоставима с расходами на покупку новых автомобилей. Но если авторынок сокращается на фоне экономической нестабильности, продажи товаров для животных продолжают расти. Владельцы готовы экономить на своём питании, но не на корме, отмечает руководитель направления аналитического центра НАФИ Екатерина Корконосова:
"Рынок кормов для домашних животных не падает в объёмах — как и, например, рынок детского питания — даже в кризисное время, притом что расходы на питание населения снизились. Не только мы, но и эксперты ретейла связывают эту тенденцию с тем, что в последнюю очередь люди готовы экономить на своих детях и питомцах, которыми они тоже очень дорожат".
Домашние животные есть у половины россиян, подсчитали эксперты НАФИ. Каждый третий из опрошенных держит кошку или кота. В среднем владельцы тратят на своих питомцев 4 500 рублей в месяц. При этом содержание породистых собак и кошек обходится вдвое дороже, чем шариков и мурок "дворянских кровей", констатирует Екатерина Корконосова. Например, на пса с родословной тратится около 7 000 рублей в месяц, что немногим меньше минимального размера оплаты труда в стране:
"Разница связана с тем, что породистые собаки и кошки участвуют в выставках, требуют большего ухода. Кроме того, они чаще болеют, следовательно, их владельцы чаще обращаются к ветеринарам".
Неудивительно, что рынок товаров для животных растёт, говорят специалисты. Большая часть расходов приходится на корм, который за последний год подорожал в полтора раза. Спрос на другие товары, скорее, падает, чем растёт. Если до кризиса люди без раздумий покупали питомцу новый ошейник, то сейчас они трижды подумают, прежде чем тратиться на очередную безделушку. Снизился спрос на услуги по уходу за домашними животными. По словам частного ветеринара и грумер-стилиста Марии Карповой, клиенты перестали сорить деньгами:
"Раньше они могли отдать 5-6 тысяч, не задумываясь. Хотя при этом они могли на рынке найти эту же услугу за тысячу рублей. Сейчас они ищут за тысячу, чтобы она была такого же качества. То есть они идут на сайты, смотрят отзывы, начинают задумываться, то есть не выбрасывают деньги просто так".
Не все тренды человеческой жизни переносятся на домашних животных, заключают специалисты. В желании угодить любимой собаке или кошке люди тратят на их содержание деньги, несопоставимые с уровнем своего дохода.