Уроки Орландо: запретят ли в США автоматическое оружие?

Расстрел 49 человек в клубе Pulse, который стал крупнейшим терактом с использованием автоматического оружия за всю историю США, вновь актуализировал дебаты между сторонниками и противниками запрета на свободное ношение автоматического оружия. На чьей стороне будут законодатели?

"Поскольку хорошо организованное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, право граждан на хранение и ношение оружие не должно нарушаться", — гласит Вторая поправка к Конституции США, принятая 15 декабря 1791 года в составе Билля о правах. Уже более 220 лет эта поправка является законодательной основой для свободного ношения огнестрельного оружия. Ношение оружия стало такой же визитной карточкой Соединенных Штатов, как Статуя свободы или американский доллар. Однако в самой стране отношение ко Второй поправке далеко не столь однозначное и после каждой массовой стрельбы становится еще сложнее. На этот раз причиной всеобщего обсуждения Вторая поправка стала после расстрела в Клубе Pulse, где погибли 49 человек и были ранены еще 53. Чтобы понять, почему в США так сложно запретить продажу, стоит обратиться к истории Второй поправки и ее трактованию американскими судами.

Начать можно хотя бы с того, что сам термин "хорошо организованное ополчение" за два столетия мутировал практически до неузнаваемости. Поскольку США изначально были государством поселенцев, на момент принятия Билля о правах ополчение действительно играло важнейшую роль в защите молодого государства. В полной мере это проявилось в ходе Гражданской войны 1861-1865 годов, когда бойцы ополчения из северных и южных штатов стали ядром обеих армий. Тем не менее, после создания регулярной армии и ее последующего перевода на контрактную основу, а также после появления Национальной гвардии в 1903 году роль ополчения постепенно начала снижаться.

С 1933 года ополченческое движение находилось в ведении Национальной гвардии, однако после начала Корейской войны были выделены в отдельные подразделения, которые назывались Силами штатов. В настоящий момент такие силы действуют лишь в 21 из 50 штатов. Тем не менее, различные негосударственные организации, также отвечающие признакам ополчения: покупка и обучение использованию огнестрельного оружия, вертикальная структура, поддержание боевой готовности на случай вооруженного конфликта на территории страны — насчитывают, по разным оценкам, от 20 до 60 тысяч человек. Большинство из них придерживается правых или даже ультраправых взглядов, среди ополченцев широко распространены расизм, антисемитизм, неонацизм, а также различные теории заговора.

Иными словами, необходимость поддержания "хорошо организованного ополчения", которое изначально являлось главной причиной принятия поправки, потеряло свое первоначальное значение. Тем не менее, право на ношение оружия стало одним из столпов американской государственности, поэтому о его полной отмене не может быть и речи. Как правило, за обсуждением запрета на ношение оружия имеются в виду штурмовые винтовки с многозарядными магазинами и полуавтоматическим режимом ведения огня. Такие попытки уже предпринимались в американской истории: так, после стрельбы в школе города Стоктон, где 24-летний безработный убил из китайского автомата Калашникова пять детей, ранил еще 29 и учителя и застрелился, президент Джордж Буш-старший подписал запрет на экспорт в страну автоматического оружия.

Спустя пять лет, в сентябре 1994 года Конгресс США принял Федеральный закон о запрете штурмового оружия, который вводил десятилетний мораторий на продажу штурмовых винтовок. При этом сами инициаторы законопроекта под началом сенатора-демократа от штата Калифорния Дайенн Файнстайн отметили, что изначально формулировки в нем были гораздо более жесткими.

Срок моратория истек в 2004 году, когда президентом был республиканец Джордж Буш-младший, и большинство в конгрессе также контролировали республиканцы. Несмотря на многочисленные дебаты, парламентариям от Демократической партии не удалось продавить продление моратория, и спустя 10 лет после принятия он перестал действовать, открыв возможности для возобновления производства и продажи полуавтоматического оружия гражданским лицам. В настоящий момент запрет автоматического и полуавтоматического оружия действует лишь в семи штатах: Калифорнии, Коннектикуте, Мэриленде, Массачусетсе, Нью-Джерси, Нью-Йорке, на Гаваях, а также в округе Колумбия. Во всех остальных штатах оружие с повышенным магазином и возможностью вести стрельбу очередями можно свободно приобрести в магазине.

Хотя вялотекущие дискуссии по вопросу возобновления моратория с тех пор то затихали, то разгорались вновь, на федеральный уровень эта проблема вновь вышла спустя десять лет. Это произошло на волне общенационального траура после стрельбы в городе Сэнди-Хук, когда 20-летний аутист, вооруженный автоматической винтовкой, ворвался в здание начальной школы и расстрелял там 26 человек, в том числе 20 детей в возрасте 6 и 7 лет. После этого президент Барак Обама назвал борьбу за запрет автоматического оружия своим приоритетом и начал активную кампанию за принятие бессрочного моратория на продажу этого оружия.

Несмотря на все попытки, президенту так и не удалось добиться возобновления запрета: большинство в Конгрессе было за республиканцами, которые поддерживают свободную продажу оружия. В итоге в самый последний момент, когда стало ясно, что законопроект не наберет необходимого количества голосов, из закона был попросту исключен ключевой пункт о запрете на автоматическое оружие, что вызвало негодование президента и авторов законопроекта, включая Даенн Файнстейн.

"Была надежда, что Конгресс прислушается, но он, похоже, слушает только Национальную стрелковую ассоциацию", — в сердцах отметила заявила Файнстайн. Кроме того, сенатор добавила, что будет продолжать борьбу за запрет штурмового оружия, однако теперь перспективы этой борьбы, похоже, предрешены.

Национальная стрелковая ассоциация (НСА) объединяет крупнейших производителей оружия и имеет одно из самых сильных лобби в Конгрессе, в основном, за счет законодателей из южных штатов, где традиция ношения оружия считается продолжением традиций. По мнению ряда исследователей, НСА является старейшей и наиболее могущественной среди лоббистских групп в американском парламенте. Согласно исследованию американской неправительственной организации Sunlight Foundation, с 2002 по 2012 годы 88 процентов законодателей-республиканцев и 11 процентов демократов хотя бы раз в своей карьере получали финансирование от Национальной стрелковой ассоциации.

Не обходит вниманием НСА и выборы национального масштаба. Так, в 2008 году организация потратила 10 миллионов долларов на предвыборную агитацию против Барака Обамы, который на тот момент являлся кандидатом в президенты от Демократической партии. 20 мая этого года ассоциация объявила о поддержке на этих выборах кандидата от республиканцев Дональда Трампа, что в принципе нетипично для этой организации, которая обычно объявляет о поддержке того или иного кандидата лишь после его официального утверждения на партийном съезде, который у республиканцев пройдет 18 июля.

Дональд Трамп, как и его главный соперник от демократов, бывшая госсекретарь Хиллари Клинтон, уже заявил, что в случае своего избрания на пост президента сделает все возможное для того, чтобы подобные инциденты больше не повторялись. Правда, в отличие от Клинтон, Трамп сосредоточился не на проблеме свободного приобретения автоматического оружия, а на религиозной принадлежности террориста Омара Матина, который в ходе своего звонка в службу 911 заявил о своей принадлежности к террористической организации "Исламское государство" (запрещена в РФ).

"Суть проблемы в том, что единственная причина, по которой убийца оказался в Америке, это то, что мы позволили его семье переехать сюда. Это факт, на который мы должны обратить внимание. У нас неработающая иммиграционная система, которая не позволяет нам следить за тем, кого мы пускаем в свою страну. Она не дает нам надежно защищать своих граждан, — негодует Трамп. — Я призвал ввести запрет на въезд мусульман после трагедии в Сан-Бернардино. Тогда меня осыпали оскорблениями. Однако теперь многие говорят о том, что я был прав. Несмотря на то, что подобная политика будет временной, мы должны выяснить, что происходит".

Хиллари Клинтон же, напротив, считает главной причиной именно свободный доступ к оружию, контроль над которым, по ее мнению, необходимо усилить. При этом Клинтон, напротив, ни словом не обмолвилась о национальной и религиозной принадлежности террориста, хотя и назвала его фамилию.

"США должны значительно усилить меры по контролю за оборотом огнестрельного оружия. Недопустимо, если человек, который находится под подозрением ФБР, спокойно может пойти и купить оружие в США, — заявила Клинтон. — Если человек слишком опасен для того, чтобы быть пассажиром на самолете, он также слишком опасен, чтобы ему можно было продавать оружие. Я также призываю запретить оборот так называемых штурмовых винтовок. Именно такой винтовкой, наряду с пистолетом, был вооружен Матин".

Как показывает опрос общественного мнения, опубликованный нашими коллегами из газеты Washington Post, после инцидента в Орландо количество респондентов, поддерживающих общенациональный запрет на продажу автоматического оружия, вырос до 57 процентов, что является наивысшим показателем с 2011 года. При этом в пояснительной статье, в которой журналисты анализируют случаи массовых расстрелов за последние 50 лет, как минимум, половина из них была совершена при помощи легально приобретенного оружия. Как следует из исследования, из 140 из 244 единиц были приобретены преступниками официально и еще 40 – нелегально. Информацию об остальных журналистам выяснить не удалось.

Ситуация, сложившаяся после расстрела в Орландо, до боли напоминает то, что происходило вокруг запрета на автоматическое оружие в 2014 году и надежды на то, что на этот раз позиции НСА и поддерживаемых ей республиканцев, практически никакой. Ситуация может радикально поменяться, однако здесь все будет зависеть от результатов не только президентских, а парламентских выборов, которые пройдут в тот же день. Если демократы получат большинство в Конгрессе, то вероятность принятия запрета на автоматическое оружие значительно возрастет. Впрочем, это не защитит американцев от десятков миллионов винтовок, проданных за время, пока мораторий не действовал. Все эти вопросы, скорее всего, придется решать следующему хозяину Белого дома, имя которого станет известно лишь через пять месяцев.