"Городские технологии": парковаться в Москве станет дороже

Читать Вести в MAX
Со второго декабря парковаться в Москве станет дороже. Тариф на самых загруженных улицах составит двести рублей в час. Лукавить нечего, не самая приятная новость для автомобилистов. Но обусловлена она не чьим-то злым умыслом, а насущной транспортной необходимостью.

Со второго декабря парковаться в Москве станет дороже. Тариф на самых загруженных улицах составит двести рублей в час. Лукавить нечего, не самая приятная новость для автомобилистов. Но обусловлена она не чьим-то злым умыслом, а насущной транспортной необходимостью.

Повышение тарифа

До Нового года еще месяц, а Москва уже на грани транспортного коллапса. По вечерам город встаёт в восьми, а то и девятибалльные пробки. Водитель такси Олег третий раз за неделю опаздывает к клиенту. "С Пушкинской площади свернули мы на Бульварное кольцо. Ну и, как видите, впереди у нас все красненькое. Местами даже коричневое. Часов до девяти так и будет продолжаться", — рассказал водитель такси Олег Голубь.

"Время, которое без пробок занимает пять минут, я проезжаю по полтора часа, по часу. Здесь, видите, еще ремонт идет. Думаю, с этим связано. Видите, едем уже минут сорок", — сетует Олег.

Днём проехать по Москве можно. Встать – тяжело. Центр города накрыт сетью платных, но забитых парковок. "Вот, допустим, мы сейчас пришли погулять в центре, в кафе зайти, и уже минут 20-30 ищем парковку – еле нашли место встать", — говорит Голубь.

Предприниматель Андрей Куспиц снимает квартиру в самом центре Москвы, на Чистых прудах. Регистрации нет, поэтому каждый год покупает парковочный абонемент стоимостью больше ста тысяч рублей. Деньги большие. Гарантий свободного места — никаких. "Я иногда совершаю по кварталу 5-6-7 кругов в ожидании парковочного места. Иногда просто приходится бросить машину не в правильном месте, пойти разогреть ужин детям. И потом выйти (в надежде, что не успеют эвакуировать) и сделать еще несколько кругов… Ну вот, полчаса мучений. Место найдено. Теперь надо найти еще и автомат для оплаты, потому что у меня в приложении кончились деньги", — пояснил предприниматель Андрей Куспиц.

В транспортной науке это называют "блуждающим" или "паразитирующим" трафиком. В поисках парковки водители совершают большие "перепробеги" — занимают проезжую часть и создают помехи для остальных участников движения. Доля такого бесполезного трафика растет в столице с лета прошлого года и уже достигла критического показателя в тридцать процентов от общего транспортного потока. Что с этим делать, разбирались в Московском автомобильно-дорожном институте.

"Мы использовали разные подходы. И подходы как теоретически платного въезда, подходы ограничений въезда. Но наиболее эффективны были те подходы, которые связаны с изменением стоимости парковки. Эти подходы позволяют за короткий срок с минимальными общественными рисками, с минимальным резонансом, получить эффект, который был в Москве первые два года, когда паразитный трафик был нулевым, а количество свободных мест было от 10 до 15 процентов", — сообщил заведующий кафедрой организации и безопасности движения МАДИ Султан Жанказиев.

По рекомендации ученых власти Москвы пересмотрели стоимость парковки. На сотне самых загруженных улиц центра города со второго декабря будет действовать повышенный тариф – двести рублей в час. "Желающих припарковаться намного больше, чем количества парковочных мест. Соответственно, ситуация немножко напоминает Большой театр. Мест мало, а желающих прийти на концерт, спектакль, балет, гораздо больше. Представьте, если бы мы сделали в социальных целях билет в Большой театр сто рублей. Мы бы записывались на 30 лет вперед в этот Большой театр. Увеличить количество парковок нельзя, улицы уже зафиксированы. Значит, единственное, что можно сделать – повышать цены", — уверен сопредседатель межрегионального общественного движения "Город и транспорт" Александр Морозов.

Власти города не только увеличивают стоимость парковки, но и вводят дифференцированное тарифное меню, как более тонкий инструмент управления транспортными потоками. На ряде улиц внутри Бульварного кольца первые полчаса парковки обойдутся в 50 рублей. Далее стоимость составит 150 рублей в час. Внутри Садового кольца первый час стоянки будет стоить 100 рублей, последующие – 150.

"В чем суть дифференцированного тарифа? Это достаточно новый подход. Он появился в Америке буквально несколько лет назад. Суть в том, что в идеале за каждым парковочным местом, а в реальности, за кварталом, постоянно идет мониторинг заполняемости. И, в зависимости от этого, выстраивается цена в следующем сезоне. Допустим, шаг в раз-два месяца. Если низкая заполняемость, цена понижается, если высокая – повышается. Это о том, чем сейчас занимается Сан-Франциско, Лон-Анжелес", — пояснил директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко.

По расчетам экспертов, пересмотр тарифной политики обеспечит минимум 15 процентов постоянно свободных парковочных мест во всех районах центра Москвы. "Считаю, что нужно поднять стоимость, потому что мест свободных не стало. Значит, слишком доступная опция, на мой взгляд. Потому что, даже в выходной день, чтобы припарковаться, минут 30 кружился, чтобы вот здесь стать. Я готов платить в два раза больше, хотя и 100 рублей немало, но невозможно припарковаться", — считает водитель Дмитрий.

Введение платной парковки московские власти оттягивали, как могли. Напомню, что первые "паркоматы" на улицах столицы появились только в ноябре 2012 года, меньше пяти лет назад. Для сравнения, в некоторых мегаполисах Америки и Европы такой инструмент регулирования трафика начали применять еще в середине прошлого века.

Эффект от платной парковки

В Москве сегодня зарегистрировано чуть больше четырех миллионов машин. В ежедневном режиме — "дом-работа", "работа-дом" — используется только двадцать процентов автомобильного парка. И это главный результат введения в 2012 году платной парковки в городе. "Автомобиль сегодня в мегаполисе – это роскошь. Просто давайте возьмем мировой опыт. Очень кратко. Нью-Йорк, Манхеттен – невозможно припарковать машину нигде. Даже на такой накопительной парковке не менее 25 долларов в час, что просто делает нелогичным использование частного транспорта", — считает музыкант Валерий Сюткин.

То, что Валерий Сюткин знает по гастролям, подтверждают пассажиры туристического автобуса. Для жителей крупных американских и европейских городов ограничение парковочного пространства давно стало нормой. "В центре Бупадапешта есть платная парковка, большинство мест стоят очень дорого. Учитывая наши условия, примерно полтора-два евро в час. Есть в городе места, где платить за парковку не надо. Но на большинстве улиц она платная", — пояснила туристка из Венгрии Анико Фугараши.

В международном рейтинге городов с самым загруженным трафиком Москва за последние годы опустилась с первого на пятое место. Количество машин в пределах Садового кольца в сравнении с 2012 годом сократилось на 25 процентов. Нарушений правил парковки стало меньше на 64 процента . Средняя скорость движения в городе выросла на 12 процентов.

Платные парковки в той транспортной стратегии, которая была озвучена в конце 2011 года, послужили первым шагом к тому, чтобы полностью преобразовать улицы городского центра. Действительно, это позволило упорядочить парковочное пространство, сделать его управляемым, снизить количество нарушений, улучшить ситуацию с трафиком", — уверен директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко.

Спектакль уже начался, но зрители продолжают вбегать в зал. Большинство опоздавших приехали в театр на машине. "Просто сама по себе длина переулков очень короткая – до ста метров. С одной стороны, 10 машин стало, с другой – пять-семь. При численности зала в 500 мест, даже если приехало 10 процентов, это 50 машин. Соответственно, все переулки, которые есть, должны быть заняты только машинами театра", — пояснил заместитель художественного руководителя театра Et Cetera Леонид Ошарин.

Заядлые театралы, да и сами актеры, постепенно отказываются от поездок на личном транспорте и пересаживаются на метро. Ограничения парковки меняют поведенческие привычки москвичей. "Это совершенно нормально с точки зрения городского развития, так как автомобилисты, в отличие от тех, кто пользуется общественным транспортом, несут огромное количество негативных экономических эффектов. Это и ухудшающаяся экологическая ситуация, это и транзакционные издержки, логистические издержки, ухудшающаяся пешеходная среда. Поэтому абсолютно нормально, что автомобилисты за свое паттерное поведение должны платить больше, чем люди, которые пользуются общественным транспортом", — считает руководитель Центра городских исследований бизнес-школы Ксения Мокрушкина.

Платная парковка спасает жизни. В прямом значении этого слова. Среднее время прибытия Скорой помощи, спасателей и пожарных расчетов сократилось за четыре года с двадцати до восьми минут. "Мы не знаем, куда мы едем и какая ситуация нас ждет впереди. Поэтому на каждый вызов в максимально короткие сроки должна прибыть бригада. Потому что время, оно очень важно для пациента. К примеру, пациент с острым коронарным синдромом, пациенты с инфарктом миокарда, пациенты с инсультами. Эти пациенты требуют экстренного оказания медицинской помощи и требуют максимально короткие сроки доставки в профильные и специализированные стационары", — отметил врач скорой помощи подстанции номер 9 города Москвы Георгий Комков.

В ближайшие годы Москву ждет еще более тонкая настройка тарифного меню. Есть вопросы к системе у жителей центра города и у коммерческих перевозчиков, которым нужны места для погрузки-выгрузки товаров. Но уже очевидно, что от такого инструмента регулирования трафика, как платная парковка, власти Москвы уже никогда не откажутся. "Наша цель – чтобы тот, кому нужно поехать на машине, мог это сделать и мог бы припарковаться. Тот, кто поехал на работу на машине и собирается десять часов из офиса не выходить, чтобы он выбрал общественный транспорт, и ему было бы комфортно. Это должен быть хороший общественный транспорт, удобный общественный транспорт, быстрый и предсказуемый. Наша цель в этом – сделать транспортную систему более сбалансированной", — сообщила пресс-секретарь Департамента транспорта города Москвы Алена Еремина.

Как известно, не так страшен закон, как наказание за его неисполнение. Для контроля за соблюдением правил стоянки в Москве выстроена целая система администрирования. Кто ловит и наказывает нарушителей? Алексей Попов – один из 120 пеших инспекторов Москвы. Ежедневно он фиксирует нарушения правил платной парковки. "Сейчас я провожу фотофиксацию автомобиля на платной парковке. Происходит обзорная фиксация машины – для того, чтобы было понятно, где она стоит. И происходит фиксация госномера – для определения его в реестре", — показал инспектор парковки ГКУ "АМПП" Алексей Попов.

В автоматическом режиме данные отправляются для обработки в единый диспетчерский центр. Через 15 минут Алексей вновь возвращается к автомобилю ­для контрольной проверки. Если владелец до сих пор не заплатил за стоянку – выписывается штраф. "Все уловки, которые используют автомобилисты для того, чтобы их номерные знаки не были зафиксированы — бумажки, какие-то накладки на их автомобильные номера — пешие инспекторы снимают и фиксируют номер. Поэтому, в любом случае, штрафа они не смогут избежать", — уверяет специалист пресс-службы ГКУ "АМПП" Анна Пивоварова.

Для мониторинга всех зон платной парковки улицы Москвы, кроме пеших инспекторов, патрулируют мобильные комплексы фото- и видеофиксации. Всего таких машин в Москве 375. Скрыться от них нельзя не только днем, но и ночью. "Час пик для нас не является основным моментом, все наши машины задействованы в круглосуточном режиме, поскольку знаки "Остановка запрещена" и "Платная парковка" у нас распространяются и в ночное время в том числе", — отметил заместитель начальника управления ЦОДД по эксплуатации автотранспорта Евгений Баушкин.

Установленная в салоне камера сканирует номера припаркованных машин. На ряде улиц города в день регистрируют до 200 нарушений. "Он фиксирует весь объем данных по блютуз передатчику. Передает на сервер. Если электроник не распознает номер, один символ, автоматика ставит звездочку. Когда символ попадает на сервер, оператор может подобрать по базе данных автомобиль, который нарушил", — рассказала пресс-секретарь Центра организации дорожного движения Анастасия Писарь. — Размер административного штрафа составляет 3 тысячи рублей. В дальнейшем гражданин может подъехать как на рассмотрение, так и получить его по почте".

Анна Беглова работает в службе эвакуации уже два года. Ее задача — составить протокол нарушения. Остальное делают коллеги-мужчины. "Моя задача выполнена. Я выявила транспортное средство, которое стоит в зоне действия запрещающего знака "Парковка запрещена". Здесь есть дополнительная табличка, что работает эвакуатор. Здесь мы имеем право задержать транспортное средство в отсутствии водителя", — отметила советник первого окружного территориального управления МАДИ Анна Беглова.

За последний год на штрафстоянку в Москве отправили около ста тысяч автомобилей, на десять процентов меньше, чем годом ранее. В современной градостроительной науке приоритеты расставлены очень четко. Сначала гарантируются права пешехода, после этого – пассажира общественного транспорта, далее – личного, но того, что движется, и только в самом конце – водителя припаркованной машины. Как ни обидно автомобилистам, но по-другому сформировать в мегаполисе комфортную среду просто невозможно. Такие вот городские технологии.