Тема:

Захват самолета Egypt Air 7 лет назад

Слетал к жене: угонщика самолета назвали "влюбленным идиотом"

Весь день внимание всех мировых СМИ было приковано к аэропорту Ларнаки на Кипре. Именно там совершил экстренную посадку самолет, захваченный одним из пассажиров, который угрожал взорвать лайнер. Египетский А320 был вынужден изменить маршрут. Более 80 человек оказались в заложниках.

Весь день внимание всех мировых СМИ было приковано к аэропорту Ларнаки на Кипре. Именно там совершил экстренную посадку самолет, захваченный одним из пассажиров, который угрожал взорвать лайнер. Египетский А320 был вынужден изменить маршрут. Более 80 человек оказались в заложниках. Однако то, что поначалу казалось террористической атакой, на деле оказалось семейной драмой. К настоящему моменту заложники свободны. Угонщик сдался властям. Кем он оказался, и чего хотел?

Окончательно превращая объявленную трагедию в фарс, человек, державший в напряжении весь мир с 8 утра до 3 часов после полудня, вышел на трап с поднятыми руками, чтобы сдаться представителям Службы безопасности Кипра. 58-летний Саиф эд-Дин Мустафа, которого аттестовали то ветеринаром, то профессором Каирского университета, то отставным офицером Армии Египта, очевидно, готовился заранее — попасть на борт местных авиалиний проще, чем на международный рейс.

Топлива у лайнера, летящего из Александрии в Каир, должно хватить и для полета в противоположном направлении, на Кипр. Вполне возможно, что муляж пояса смертника Саиф эд-Дин Мустафа соорудил уже на борту, в туалете "Аэробуса" 320 компании Egypt Air.

Медицинский бандаж, чехлы от сотовых телефонов, несколько рулонов бумаги, проволока в разноцветной оплетке — реквизита вполне хватило, чтобы произвести неизгладимое впечатление на стюардесс. Именно они сообщили капитану Омару Эль-Гамалю о живой бомбе на борту. Аргумент показался убедительным для того, чтобы изменить маршрут на 180 градусов.

Едва "Аэробус" вышел за пределы морской границы Египта, в воздух поднялись истребители израильских ВВС. Если штурвал пассажирского авиалайнера оказался в руках смертников, они могут направить машину на любой объект в Израиле, и пилоты "Фальконов" должны будут принять немедленное решение о предотвращении теракта. "К счастью, такого решения принимать не было необходимости, — говорит эксперт по вопросам безопасности полетов Андрей Кожинов. — Самолеты вернулись, истребители вернулись на свои базы после приблизительно 20 минут нахождения в воздухе, а самолет, как известно, приземлился в Ларнаке".

Аэропорт Ларнаки дал "добро" на посадку. Власти Кипра закрыли небо над городом. На остров можно было прилететь лишь через аэропорт Пафоса. Службы безопасности Кипра были подняты в ружье, спецназ занял позиции на взлетной полосе. Полиция оцепила терминал, а переговоры уже четвертый час продолжались на борту авиалайнера, стоявшего со включенным транспондером на запасной стоянке.

Шло время. Воздушный пират постепенно отпускал заложников — сначала женщин с детьми, затем пассажиров, говорящих по-арабски, затем иностранцев. Всего — более 50 человек. Саиф эд-Дин Мустафа фотографировался с пленниками, делал селфи, расстегнув куртку так, чтобы был виден муляж. Наконец, он передал четырехстраничное письмо своей бывшей жене, проживающей в окрестностях Ларнаки. В этот момент кипрские власти убедились, что перед ними не смертник, а манипулятор, одержимый желанием вернуть мать своих четверых детей.

Влюбленным идиотом назвали похитителя в египетском МИДе. Но человек, которому эскортом с мигалками доставили экс-супругу, был не так прост. Он не лечил животных, не преподавал студентам, не воевал. Махинации, хищения, подлог, подставные компании — это его египетская биография последних 10 лет. Он дважды попадал в тюрьму, но в 2014-м освободился. Последняя его авантюра озадачила и экспертов, и политиков, и ответственных чиновников.

Без 15 три пират отпустил четверых из восьми остававшихся на борту пленников. Остальные, очевидно, поняв, что кровопролития не будет, сами пустились врассыпную. Кто-то выбрался через открытое окно кабины пилотов. Оставшись без зрителей, недооцененный актер вышел на трап и поднял руки над головой.