Тотальный запрет: под санкции Украины попали даже безобидные российские телеканалы


фото: Global Look Press

Национальный совет Украины по телевидению и радиовещанию предложил ввести санкции против 38 российских юрлиц, которые контролируют российские телеканалы. В списке – вещатели нашей страны, в том числе ВГТРК, Первый канал, НТВ, ТВЦ, Рен-ТВ, Лайф-Ньюз. Не пощадили даже далекие от политики каналы.

Национальный совет Украины по телевидению и радиовещанию предложил ввести санкции против 38-и российских юридических лиц, которые контролируют российские телеканалы. В списке — почти все вещатели нашей страны, в том числе ВГТРК, Первый канал, НТВ, ТВЦ, Рен-ТВ, Лайф-Ньюз. Не пощадили даже такие далекие от политики каналы, как "Парк развлечений", "Авто плюс" и "Кухня ТВ".

Каменскую и "Кадетов" заменили старенькими американскими сериалами и новыми турецкими теленовеллами. Обещали корейские драмы — но так и не показали. Ментально далёкие украинцам телепродукты дают слишком низкие рейтинги. Производители, выкручиваясь, копируют запрещённое российское кино. Вместо "Дальнобойщиков" — "Водилы". Вместо "Ментов" — "Владимирская, 15"

Дыры в эфирах украинские телевизионщики закрывают весьма специфическими шоу. Это программа "Дорогая, мы убиваем детей" — сплошные драки между подростками и их родителями. А есть и такой украинский проект — о беременности школьниц. В каждом выпуске — новая история.

Ещё одна тенденция: продакшн-компании стараются быть ближе к актуальной повестке. Есть сериалы о событиях в Крыму и в Донбассе, реалити-шоу — о буднях Национальной гвардии. Но жовто-блакитный контент мало кто смотрит.

"На Украине 4,5 миллионов зрителей нелегальных спутниковых тарелок. Это было полтора-два года назад, сейчас все 5 миллионов. И один из факторов, который увеличил это, это запрет российского контента. В Украине люди разные, и потребность у них разные и потребность российского "мыла" — она велика", — полагает Евгений Лященко, директор медиахолдинга "Медиа группа Украина".

Российским программам Украина ставит барьеры вот уже который год. Запрещены телеканалы, объявлен бойкот всем фильмам и сериалам, которые были сняты после 1 января 2014 года. Нельзя показывать картины о российских полицейских и военных. В "чёрном списке" некоторые актёры. Доля медиаконтента, купленного у соседа, снижается, но по-прежнему высока, не меньше трети. Запрещая, власти думали, что освободившееся место в эфире займёт украинское кино. Но — кризис. Производство идёт с трудом.

"Рекламный бюджет на Украине составил 130 миллионов долларов, в 2001 — он был 100. В 2013 — больше 500. Каналы убыточны, дотированы акционерами", — пояснил Владислав Ряшин, генпродюсер группы компаний Star Media.

Но украинские власти подумывают о новом ограничении — ввести квоты на медиаконтент. Соответствующий закон вот-вот рассмотрит Рада уже во втором чтении. Доли распределятся так: 70 процентов эфира будет состояться из американских и европейских, в том числе украинских, программ. Остальные 30 — могут разбирать другие страны-производители, в этом ряду и Россия.

"Введение квот на европейский продукт — это вопрос приведения украинского законодательства в соответствие с украинским выбором — двигаться в европейское культурное пространство", — уверена Виктория Сюмар, депутат Верховной Рады.

Авторы инициативы не говорят прямо, но вся затея — очевидно, ради движения подальше от Москвы. В киноиндустрии связи между двумя странами до сих пор кое-как, но держатся. Киев решил дорвать — мол, это защита информационной безопасности. Руководители украинских каналов разводят руками.

"Весь ли контент США безопасный? Например, сериал "Государственный секретарь", в котором Президент Украины является, по сути, международным преступником — он хороший или плохой", — иронизирует Евгений Лященко, директор медиахолдинга "Медиа группа Украина".

Деятели культуры Незалэжной настроены ещё радикальнее законодателей. Нынешних запретов и предлагаемых квот им мало. Украинские актёры, музыканты, писатели предлагают полностью ограничить интеллектуальный продукт из России. Соответствующее письмо они уже направили Президенту Порошенко. Наблюдатели усмотрели в этом лоббирование собственных интересов. Ведь если дверь из России закрыта, то и никакой конкуренции.