Старинная усадьба в центре Москвы рискует превратиться в руины

Он устоял в пожаре 1812 года, но строительных работ современности не выдержал. Особняк Яминского на Покровке оказался на грани уничтожения. После того как экскаватор снес небольшую пристройку к зданию, на памятнике архитектуры стали стремительно разрастаться трещины.

Он устоял в пожаре 1812 года, но строительных работ современности не выдержал. Особняк Яминского на Покровке оказался на грани уничтожения. После того как экскаватор снес небольшую пристройку к зданию, на памятнике архитектуры стали стремительно разрастаться трещины, а некоторые декоративные элементы оказались повреждены.

"Этот маячок был поставлен в 2015 году и стоял спокойно, пока не начались работы. После проведения этих работ здесь образовалась трещина", — исторический особняк Тихона Яминского трещит по швам. И дело не только в возрасте, уверены жильцы. Здание XVIII века, признанное объектом культурного наследия, окончательно зашатало в декабре 2015-го, когда в пристройке к дому начались непонятные строительные работы.

"Разрушали они специальным отбойным молотком. Это были удары такой силы, что на третьем этаже падала посуда. Наша боль — что здание очень старое, здание "плавает", у него фундамент плавает на плоту из бревен, там плывуны, там вода", — рассказывает градозащитник.

Разрешительных документов на снос строители не показали, от полиции, вызванной жителями, скрылись, а вот от объектива фотокамер — не успели. На снимках видно, что небольшое помещение 1925 года постройки рабочие снесли полностью, до котлована, и в считаные дни построили новое здание. Абсолютно не смущаясь тем, что пристройка прилегает непосредственно к памятнику архитектуры и наносит ему непоправимый вред.

"Со стороны пристройки открылись еще более интересные элементы реставрации дома, они только там сохранились, и сейчас они опять закрыты пристройкой, и мы не знаем, что с ними там происходит", — подчеркивает в интервью программе "Вести-Москва" художник-реставратор, член совета московского отделения ВООПИиК Николай Аввакумов.

Особняк определял лицо города конца века. Его построили на Покровке по приказу статского советника Тихона Яминского. Это один из немногих домов Москвы, который пережил пожар 1812-го. А вот строительных работ в XXI веке уже не выдержал. Градозащитники намерены добиться сноса пристройки и восстановления утраченных фрагментов памятника. Дело стало за малым — признать соседнюю стройку незаконной.

"По каким-то странным причинам Стройнадзор счел, что здесь не велось строительство ,а велись работы по переделке крыши. Но мы прекрасно видим, что все стены, которые здесь есть, это новые стены", — отмечает кандидат юридических наук Дмитрий Чарахчьян.

Зато госинспекция по недвижимости факт самовольного строительства признала и адресовала свое обращение в столичный департамент городского имущества.

"Учитывая, что факт незаконного строительства, по-видимому, подтверждается, департаментом будет подготовлен иск. Мы надеемся, что до конца недели он будет направлен в Арбитражный суд города Москвы", — говорит начальник правового управления департамента городского имущества Москвы Илья Чуксин.

По закону, самовольная постройка подлежит сносу. На ее месте может появиться переулок, который был здесь еще в XIX веке. Его застроили в советские годы, и теперь есть шанс восстановить эту часть исторической Москвы.

"В глубине можно поставить лавочки, сделать небольшую зеленую зону, чтобы этот дом Тихона Яминского люди могли обходить со всех сторон", — предлагает первый заместитель председателя правления Историко-архитектурного общества Москвы Сергей Ярцев.