В Музее сословий России покажут уникальные экспонаты

В Москве, на Волхонке, прямо напротив Пушкинского музея, при галерее выдающегося художника академика Ильи Глазунова, построен и готов к открытию удивительный Музей сословий России. Ничего подобного нигде – ни в мире, ни в нашей стране – в одном месте не собрано и не представлено так любовно.

Автор: Дмитрий Киселёв

В Москве, на Волхонке, прямо напротив Пушкинского музея, при галерее выдающегося художника академика Ильи Глазунова, построен и готов к открытию удивительный Музей сословий России. Ничего подобного нигде — ни в мире, ни в нашей стране — в одном месте не собрано и не представлено так любовно.

Сословия — это компоненты российского общества, принцип его организации, наиболее четко оформленный с Петровских времен. Наверное, лучше других о сословиях в сжатой форме сказал русский публицист конца XIX — начала XX веков Михаил Меньшиков. Он был расстрелян при Ленине без суда и следствия в 1918 году.

"Сословия — это разграничения по труду. Сословия были трудовыми профессиями, корпорациями весьма реального, необходимого труда. Дворянство было органом обороны народной, органом управления. Оно действительно воевало. Рождаясь для войны, оно часто умирало на войне. Духовенство действительно управляло духом народным. Доказательство — глубокая религиозность того времени и уважение к священству. Купечество торговало и ничем другим не увлекалось, ремесленники занимались ремеслами, земледельцы — земледелием. Этот порядок вещей дал возможность расцвести чудной цивилизации", — писал Меньшиков.

Эти слова Михаила Меньшикова создатель музея Илья Глазунов и вынес в качестве эпиграфа в начале осмотра всей экспозиции. Набор экспонатов поражает! Дворянский быт и дворянская культура предстают здесь совершенно в ином свете, нежели мы привыкли, как и купеческая.

Также впечатляет собрание народных крестьянских костюмов — настоящих, из разных российских губерний и волостей — костюмов скрупулезно собранных и составленных. "Взрыв мозга", как сейчас говорят. Лишь в этом музее понимаешь, сколько нами утрачено и сколь тщательно и последовательно все это стиралось.

В результате с 30-х годов нашей национальной одеждой стала серая телогрейка. Дореволюционный крестьянин стал представляться одетым лишь в лапти, неказистые полосатые штаны и длинную льняную рубаху. Советская же попытка же восстановить национальные костюмы в для плясовых ансамблей обернулась упрощенной стилизацией — и по тканям, и по моделям.

Кстати, в мире сейчас народный костюм переживает настоящий ренессанс. Появиться в нем на праздник, в опере или на торжественном приеме престижно везде — от Скандинавии и Германии до Китая, Индии и Японии.

Ждущий своего открытия Музей сословий Ильи Глазунова дает и России шанс вернуть традицию. Можно даже себе представить, мечтать, что когда-то и Красную площадь заполнит поток людей со всей России в своих национальных костюмах. Вот это будет карнавал! Всему миру на удивление! Ведь ни одна страна на планете не может похвастать таким разнообразием культур, составляющей единую цивилизацию. Может, и понимать нас тогда лучше станут, когда костюм "вежливых людей" будет восприниматься как один из многих сотен, да и то — к случаю.

Автор: Полина Еромолаева

Из комнаты в комнату, как из века в век, — и сразу три этажа сословий. Крестьянство, духовенство и дворянство — по Глазунову — и есть три кита, на которых стояла Россия.

"Дворянство — это 1,5% от общего населения — определило культуру. Священство — это были руководители духовной жизни народа. Из крестьян вырастали купцы, которые занимались своим делом. И только своим", — отметил основатель Музея сословий России, академик РАХ, народный художник СССР Илья Глазунов.

Глазунов — собирает всю жизнь, сберегая историю от забвения и уничтожения, спасая веру в годы неверия. Мебель по эскизам Васнецова и редчайшие иконы. Воссозданная красота быта русского крестьянина — это не деревня. Это цивилизация. Изящные сани — конструкция веками не менялась. Сундуки-подголовники — специально для путешествий и целый фронтон Городецкой резьбы.

У каждой губернии, у каждого уезда был свой уникальный костюм. Сорока — причудливый головной убор замужних женщин. Новгородский шугай золотой парчи. Черная вышивка — как символ Черноземья. Заячья шубка — из Архангельска. Двухсотлетняя канаватная фата — такой шелк родом из Сирии. Сарафан "аглицкий" или "хранцузский" — значит, из купленной на базаре импортной ткани.

Прялка из Ярославля — такие называли "вавилон". Отломанный зубец — значит, жених дал знак: жди сватов. Подлинный XVII век — канун больших перемен — прялка славит царицу прекрасную девицу Софью, а ниже — портреты маленьких Петра и Ивана.

Коронация — как отдельная страница коллекции. Уже в дворянских залах — затянутые в бархат коронационные альбомы, протоколы вступления императора на престол. Есть даже личный автограф Николая первого. А рядом — Россия, скульптура знаменитого каслинского литья. На Всемирной выставке в Париже ее хотели купить. Ответ Александра Третьего последовал незамедлительно: Россия не продается!

1877 год вышит на боевом знамени русско-турецкой войны. И редкий портрет безымянного русского солдата: грудь — в орденах. Рядом — легендарный белый генерал.

В собрании Глазунова и Кустодиев, и Рокотов, и Нестеров, и очень личный и любимый Рерих — на его полотно в квартире своего дяди в блокадном Ленинграде он неотрывно смотрел в ночь перед своим спасением. Есть и совсем потрясающая редкость — "Мадонна с младенцем" итальянца Гверчино.

"Это коллекция Наполеона. На нее он смотрел, когда русские вошли в Париж и разбили великую силу Наполеона-корсиканца. Государь Александр Первый приобрел коллекцию и отдал в Эрмитаж", — рассказал Глазунов.

Илья Сергеевич вспоминает, как купил у старичка в букинистическом на Невском "Картины по русской истории" — издательство Кнебеля заказывало иллюстрации лучшим художникам своего времени — Бенуа, Васнецову, Добужинскому — сцены из жизни простых петербуржцев и великих императоров. Время, ожившее на бумаге.

В большой истории едва ли бывают мелочи. И вот подлинная обстановка дворянской спальни — в янтарном блеске древесного мрамора карельской березы. Редчайшая корзина для белья, два кресла из дворца и столик, ласково названный "бобик". А стены обиты шелком — на его производство по старинной технологии ушло три года! Изящная посуда — поистине уникальный сервиз, выпущенный Императорским стеклянным заводом в честь взятия Парижа. Вензель — "Москва отмщена, Европа спасена, Франция восстановлена".

"Мы сейчас воплощаем те принципы Европы, которые в Европе давно уже потеряны. Мне бы хотелось, чтобы красота сословий России засверкала и вернула многих на верный путь восприятия добра и зла, понимания своей страны", — отметил Глазунов.

4,5 тысячи экспонатов — подлинные сокровища. Собрание Ильи Глазунова ждет открытия Музея русских сословий.