В столице прошёл Московский Велоконгресс – первое в своём роде масштабное мероприятие, целиком посвящённое развитию велосипедной инфраструктуры и популяризации велотранспорта, собравшее более 30 экспертов из разных стран. О чём говорили участники, и каковы перспективы велодвижения в России?

В российской столице проходит крупное велосипедное мероприятие – Первый Московский Велоконгресс, собравший более 30 экспертов по велосипедной инфраструктуре и популяризации велосипедов из разных городов и стран. Несмотря на растущую популярность велотранспорта в России, мероприятие подобного масштаба проводится впервые. Уже на подходе к центру дизайна и инноваций MOD Design о проходящем здесь Велоконгрессе говорила забитая велосипедная парковка. Среди участников – эксперты из зарубежных стран и других городов России, представители Департамента транспорта, активисты велодвижения, журналисты и просто неравнодушные к этому виду транспорта люди.

Конгресс проходил три дня. В четверг, 22 апреля на нём выступила Алина Бисембаева – заместитель руководителя московского Департамента транспорта, рассказавшая о перспективах развития сети велодорожек. Перспективы впечатляют: в планах Дептранса постройка 700 километров велодорожек, которые свяжут как отдалённые районы как с центром, так и друг с другом по периферии. Примечательно, что при строительстве новых магистралей и реконструкции новых предусмотрены и велодорожки: так, они появились на Большой Академической улице, которая со временем войдёт в строящуюся Северо-Западную Хорду.

Помимо Бисенбаевой в первый день также выступили эксперты из Бельгии Бразилии, Великобритании, Нидерландов и США, рассказавшие о потенциале роста велосипедной инфраструктуры на опыте разных городов и стран. Не остались без слова и российские эксперты, приехавшие со всей России, чтобы поделиться своим видением ситуации. Особенного внимания удостоился глава Альметьевского муниципального района республики Татарстан Айрат Хайруллин, рассказавший о том, как строительство велодорожек до неузнаваемости изменило этот провинциальный город.

Второй день выдался не менее продуктивным. Названия лекций "На учёбу на велосипеде" и "На работу на велосипеде" говорили сами за себя: эксперты рассказали о роли образовательного и корпоративного секторов в развитии велосипедного движения на примере США и Европейского Союза. Статистика оказалась не в пользу Соединённых Штатов: если в ЕС в акции "На работу на велосипеде" участвуют 5,3 тысячи компаний, то в ЕС – всего 1,1 тысячи. Впрочем, многие из них имеют общемировую известность, например, крупнейшего производителя предметов личной гигиены Kimberly-Clark или социальной сети Facebook. В России показатели пока скромнее, но подвижки тоже есть: так, главный исполнительный директор компании Deloitte в СНГ Иан Коулберн подаёт подчинённым личный пример, регулярно приезжая на работу на велосипеде.

Особый ажиотаж среди журналистов вызвал семинар основателя портала velonation.net Анастасии Ромашкевич, поведавшей журналистам о том, как не нужно писать о велодвижении. Так, Ромашкевич попросила избегать эвфемизмов вроде "железный конь" и "двухколёсный друг", а также называть велосипедистов "велолюбителями", что, по её мнению, резко снижает серьёзность в отношении велодвижения в целом. Кроме того, она призвала политиков не обещать сделать "как в Европе", так как географически значительная часть России и так находится в этой части света. Вместо этого журналистка посоветовала своим коллегам побольше писать о различных велопроектах, опираясь при этом на большой объём данных, доступных, в частности, на сайте Дептранса и других профильных министерств.

По мнению Ромашкевич, главной иллюзией в отношении велосипедов является их способность решить проблему пробок. Она отметила, что снижение числа автомобилей является побочным эффектом куда более важного для велосипедистов процесса – строительства велодорожек и новых пунктов велопроката, которые влекут за собой увеличение числа велосипедистов, многие из которых ещё недавно были убеждёнными автомобилистами.

"При общении с властями призыв к строительству велодорожек, как правило, наталкивается, на железный аргумент "Мы не в Копенгагене", — отметила Ромашкевич. – С этим трудно спорить. Строго говоря, вообще никто не в Копенгагене, кроме тех, кто сейчас физически находится в Копенгагене. Нью-Йорк, Берлин, да тот же Альметьевск ведь тоже не в Копенгагене. Однако то, что появление велодорожек неизбежно приводит к появлению на них велосипедистов – это непреложный факт".

Так чего же всё-таки хотят организаторы Московского Велоконгресса? Каковы их планы на будущее и что они хотят получить в итоге? Корреспондент "Вести.Ру" обсудил это с организатором мероприятия Владимиром Кумовым, куратором проекта Let's bike it и советником заместителя министра транспорта Российской Федерации.

Вести.Ру: Владимир, Вы в первый раз проводите мероприятие в таком формате. Скажите, пожалуйста, какие Вы ставили цели, и чего удалось добиться?

Владимир Кумов: Итоги подводить на самом деле рано, есть ещё третий день, который для меня основной, потому что впервые соберётся более 30 лидеров велосообщества из регионов от Иркутска до Калининграда и от Северодвинска до Ростова, и мы будем обсуждать, как дальше вместе что-то делать.

На данный момент мне кажется успехом то, что это вообще прошло и прошло на таком уровне. О мероприятии знают и департаменты разные, представители министерств принимали участие. Принимали участие транспортные организации, производители, в конечном итоге, это приводит к тому, что нужно.

Кроме того, наши спикеры затронули темы, которые на российских мероприятиях раньше не затрагивались. Это экономика, гендерные различия, почему мужчины и женщины пользуются велосипедами, и как они ими пользуются. Вопросы, которые, достаточно новые, мобильные приложения.

При том, что во всём мире эти темы довольно обсуждаемые, у нас это прозвучало впервые и прозвучало достаточно громко, некоторые вещи у нас шли в прямой эфир через телеканалы. Поэтому я думаю, что мы будем продолжать это мероприятие, делать его дальше, и наша цель, если мы будем делать его пять лет, взять модель Московского урбанистического форума, но сделать его для велосипедов.

В.Р.: Очень у многих спикеров сквозила мысль, что для увеличения количества велосипедистов необходимо развитие инфраструктуры. Поскольку здесь участвовали люди, которые за это непосредственно отвечают, удалось ли Вам добиться с ними какого-то взаимопонимания и какие инфраструктурные проекты они пообещали развивать в ближайшие годы?

В.К.: К сожалению, такие вещи не решаются так быстро. Есть чёткое понимание, что Министерство транспорта готово вести диалог. Есть также понимание, что не только Министерство транспорта на это влияет, что есть ещё ГИБДД, которое не всегда поддерживает велопроекты. В любом случае, начат диалог, достаточно продуктивный, будем смотреть, к чему он приведёт.

В.Р.: Часто поднимается вопрос о дихотомии велосипедистов и автомобилистов, их постоянно противопоставляют между собой. При этом у многих людей есть и велосипед, и автомобиль, а у некоторых ещё и мотоцикл. На Ваш взгляд есть ли какой-то разумный баланс?

В.К.: Нужно думать об удобстве города и о безопасности. Ежегодно на дорогах умирает 27 тысяч человек, что сопоставимо с численностью небольшого города. Получается, что в России раз в три дня разбивается самолёт, но никакого траура никто не объявляет. Цель – не пересадить людей с автомобилей на велосипеды, а сделать город комфортнее, удобнее, безопаснее, а также помочь экономике, потому что велосипед и вообще активный образ жизни приносит деньги: люди меньше болеют, дольше живут и работают, вносят свой вклад в развитие страны.

В.Р.: Насколько я понимаю, рост велосообщества не в последнюю очередь связан с велопарадами, которые в последнее время проводят всё чаще. Следующий велопарад запланирован на 29 мая – как вы о нём. Рассказываете, используете ли вирусную рекламу?

В.К.: Людей, которые используют велосипед как транспорт или хотели бы этого, достаточно много. Велопарад как раз помогает показать этих людей. Велопарад почти всегда рекламировался за счёт "сарафанного радио", даже самый первый, который прошёл в 2015 году: за две недели мы смогли собрать 8 тысяч человек, используя только соцсети и передачу из уст в уста.

В.Р.: Спасибо и удачи!