Чжао Цзыян остаётся одной из самых спорных фигур китайской политики последних десятилетий. Во время своей карьеры на государственной службе он получил известность благодаря успешным рыночным реформам и борьбе с коррупцией, однако запомнили его не за это. Дело в том, что Цзыян был единственным высшим руководителем Китая, сочувствовавшим протестам на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Спустя две недели после его визита на площадь демонстрация была разогнана, а сам руководитель был помещён под домашний арест, где и провёл остаток жизни.
Теперь, спустя 11 лет после его смерти свет увидят "Избранные работы Чжао Цзыяна" – четырёхтомник, представляющий собой сборник документов и расшифровок переговоров между Цзыяном и другими членами Компартии Китая (КПК) за период между 1980 и 1989 годами, когда он занимал пост премьера Госсовета, возглавляя правительство (1980-1987) и Генерального секретаря ЦК КПК (1987-1989). "Информация, содержащаяся в этих документах, даёт конкретные доказательства существования подобных конфликтов из первых рук", — говорит главный редактор "Работ" Ган Ки, которая обещает выпустить книгу до конца июля.
В издательстве Китайского университета прессы Гонконга не комментируют, являются ли публикуемые документы государственной тайной, а также то, каким образом они попали в Гонконг. При этом Ган Ки подчёркивает, что редакторами выступили его бывшие соратники, пожелавшие сохранить анонимность в связи с негативным отношением китайских властей к его персоне.
Пикантности ситуации добавляет то, что выпуск книги был анонсирован в то время, когда гонконгское общество активно обсуждает судьбу книготорговцев, предположительно похищенных сотрудниками китайских спецслужб за то, что они продавали книги, запрещённые на территории материкового Китая. По словам самих книготорговцев, речь идёт об изданиях, критикующих правящий строй Китая, в том числе, на основе анализа событий 1989 года, когда в результате разгона студенческой демонстрации были убиты, по разным оценкам, от нескольких сотен до нескольких тысяч демонстрантов.
Это уже не первая книга Цзыяна, увидевшая свет после его смерти, несмотря на стремление китайских властей стереть его имя из истории страны. Так, в 2009 году издательство Simon & Shuster выпустило книгу "Узник государства", представляющую собой расшифровку 30-часового рассказа политика, тайно записанного и переправленного за границу из-под домашнего ареста. В ней Цзыян последовательно осуждает действия властей во время разгона демонстрации на Тяньаньмэнь, назвав их "трагедией, шокировавшей весь мир, которую никто не предотвратил".
Некоторые исследователи считают, что новое издание поможет лучше понять процессы, происходившие в китайском истеблишменте в 80-е годы, а также роль Чжао Цзыяна в трагических событиях 1989 года, которые он пытался, но не смог предотвратить.
"В то время, когда китайские лидеры пытаются выскоблить имя Чжао, игнорируя его важную роль в ранних реформах Китая, этот четырёхтомник многое делает для прямого описания реальных исторических событий и восстановления его репутации", — считает профессор Дэвид Шамбаух, преподающий политологию в институте Джорджа Вашингтона.
Впрочем, есть и другие точки зрения. Так, историк Чжан Лифан из Пекина напоминает, что с точки зрения Компартии Чжао Цзыян в 1989 году допустил ошибку, а его сочувствие протестующим было истолковано как попытка расколоть партию и оправдать мятеж, который, по мнению китайского руководства, мог привести к государственному перевороту.



























































































