Отделению рентгенохирургии 1-й Градской больницы исполнилось 40 лет. Благодаря современным технологиям там научились спасать жизни без скальпеля – не делая ни одного разреза. Во время сложнейших операций пациенты остаются в сознании, а после – уже через считаные дни готовы к выписке.

Отделению рентгенохирургии 1-й Градской больницы исполнилось 40 лет. Благодаря современным технологиям там научились спасать жизни без скальпеля — не делая ни одного разреза. Во время сложнейших операций пациенты остаются в сознании, а после — уже через считаные дни готовы к выписке.

"После операции осталась только маленькая отметина. И она пройдет, вообще ничего не останется", — на днях Олег Муханов перенес инфаркт. В 1-ю Градскую больницу его увезли прямо с рабочего места — поста охраны. Сказали — будут срочно оперировать.

"Я спросил у врача, он сказал: ничего резать не будем, все через артерию. Пока делали операцию, я общался с врачами, все было нормально. Сейчас самочувствие отличное, уже выходил на улицу, дышал свежим воздухом. Если бы была возможность, я бы и в первый день сходил бы прогулялся", — смеется Олег Муханов.

Уже позже Олег выяснил: ему сделали так называемое стентирование. Операция без разреза. Через катетер в сосуды ввели специальный прибор — стент, который расширил сузившуюся артерию. Пациенты, боявшиеся операций на сердце, теперь занимают очередь в 1-ю Градскую.

"Когда мне здесь сказали, как называется операция, я не сказала ни слова против", — признается пациентка.

"У нас палаты не застаиваются, у нас очень большой поток пациентов, очень много проведено интервенционных вмешательств, и очень большой оборот соответственно", — отмечает врач-кардиолог ГКБ №1 им.Н.И.Пирогова Ольга Светлова.

Делают такие операции хирурги-рентгенографы. Посередине рабочего кабинета — гигантский рентген в форме дуги.

"Главная особенность этой дуги — она вращается вокруг пациента. Потому что сердце, как и другие органы, — это объемный орган. И нам нужно получить изображение в разных плоскостях", — объясняет врач.

Вместо скальпелей — тонкие трубочки для ввода в сосуды. Дрожи в руках у рентгенографов быть не должно, операции выполняются с миллиметровой точностью. Сейчас в помощь хирургам — видеоаппаратура, а раньше приходилось подключать чутье.

"Нужно было сначала все это отснять, проявить, принести врачу, показать, спросить, достаточно ли хорошее качество изображения. Если рентген-лаборант проявлял снимок неправильно, это означало что все исследование нужно повторять снова", — рассказывает заведующая рентген-хирургическим отделением №17 Первой Градской больницы Анна Удовиченко.

С помощью сосудов — этот метод еще называют ангиографией — лечат не только сердце. Показательный пример: пациент попал в серьезную аварию, после удара один глаз вдруг увеличился в три раза, мужчину замучили головные боли. Исследования показали: виновата маленькая вена в голове, которая соединилась с артерией.

"Мы нашли место соединения артерии с веной, эту дырочку, провели туда инструмент и закрыли эту дырочку специальными спиралями", — поясняет заведующий отделением рентгено-хирургических методов диагностики и лечения 1-й Градской больницы Михаил Масленников.

В итоге пациент полностью выздоровел. А без операции с большой вероятностью умер бы от инсульта. Рентгенографы могут помочь даже в борьбе с раком — обескровить и уничтожить опухоль, которую рискованно вырезать. В 1-й Градской больнице специалисты проводят минимум пять сложнейших операций в день. И в 99 случаях из ста пациенты через неделю могут не просто возвращаться домой, но и жить и работать, как раньше.