Руины Пальмиры как декорации к казням

Турция нанесла авиаудары по позициям ИГИЛ (запрещена в РФ)на территории Сирии и таким образом присоединилась к коалиции, созданной США по борьбе с самой крупной в современной истории экстремистской группировкой. О результатах бомбардировок не сообщается.

Турция нанесла авиаудары по позициям ИГИЛ (запрещена в РФ)на территории Сирии и таким образом присоединилась к коалиции, созданной США по борьбе с самой крупной в современной истории экстремистской группировкой. О результатах бомбардировок не сообщается. Цель — освободить от боевиков север Сирии. Впрочем, пока никакого прогресса коалиция не достигла. Террористы контролируют огромные территории. Причины такого расползания ИГИЛ пытаются понять эксперты со всего мира.

Советник французского МИД Питер Харлинг пришел к выводу, что Запад недооценил угрозу, упустил момент, когда ИГИЛ начало строительство террористического государства — открывало свои институты власти, школы, организовывало полицию, выдавало подобие паспортов. Группировка проводит и фискальную, и налоговую политику — налоги с подконтрольных территорий доходят до 60%, почти треть доходов приносят ограбления банков, торговля нефтью — это 6,5% бюджета ИГИЛ, еще 1,5% — выкупы за заложников.

Политолог Мириам Бенраад, считает, что пока США и Европа были заняты "арабской весной" и сменой неугодных режимов, радикалы предложили людям альтернативу хаосу и вакууму власти — жизнь в ИГИЛ по жестоким, порой звериным, но правилам. Немалую роль сыграла и пропаганда — мастерски выполненные ролики со спецэффектами. Снимают боевики не только казни, но, например, и строительство дорог. Вербовка в социальных сетях тоже привела немало сторонников — только в Twitter у организации 50 тысяч аккаунтов.

Запад до последнего времени эту гидру как будто не замечал. А США заявляют о лимитированном участии в ликвидации террористической группировки. ИГИЛ тем временем семимильными шагами идет к своим целям, беспощадно истребляя противников, разрушая святыни и вековые устои.

Как взрывали древнейший в Пальмире храм Баал-Шамин, что на древнеарамейском языке Христа означает "Бог небесный", исламисты показали сами — выложили снимки. Подготовка к теракту — расставленные около древних колонн контейнеры со взрывчаткой. Последствия — бесценный памятник античности I века нашей эры превратился в груду камней. Не вандализм — варварство! Все величайшее наследие Пальмиры — теперь уже хроника.

"Жемчужина Ближнего Востока", "королева пустыни" — какие только эпитеты ни посвящали городу с историей в 4 тысячи лет! Про нее писали: "возвел Соломон с помощью джинов на руинах еще более древнего города богов". Здесь работали лучшие архитекторы Римской империи. Древняя площадь — агора, колоннада храмового комплекса, главная улица с 20-метровой триумфальной аркой. Смешение римской и арабской традиций. Золотой фонд ЮНЕСКО на площади 6 квадратных километров. Был...

Боевики халифата отправляют под ковш бульдозеров памятник за памятником. В пыль превратилась обнаруженная при раскопках лишь недавно скульптура "Лев Аллата", которой около двух тысяч лет. Но еще больший шок вызывают кадры, которые недавно перепечатали все мировые газеты: боевики ИГИЛ публично обезглавили 82-летнего сирийского ученого Халида Асаада. Его тело повесили на столбе прямо перед входом в музей Пальмиры, изучению которой он посвятил всю жизнь.

"Я умолял его два месяца назад покинуть город и уехать в Дамаск со своей семьей, но он отказался. Он верил в судьбу. Сказал, что родился в Пальмире и останется, даже если это будет стоить ему крови", — вспоминает Маамун абд аль-Карим, руководитель Управления древностей и музеев Сирии.

Террористы напишут кровью: "вероотступник". Но сын Асаада, чудом вырвавшийся из захваченного боевиками города, расскажет, за что на самом деле убили археолога, которого весь цивилизованный мир называл даже не хранителем — "иконой Пальмиры". "Они постоянно приходили к нам домой, угрожали оружием и спрашивали, где спрятаны золотые изделия Пальмиры: короны, кольца, ожерелья. Их интересовало только это", — отметил Валид аль-Асаада.

Уникальные древние артефакты для террористов "Исламского государства" — источник многомиллионных доходов на черном рынке антиквариата. В самопровозглашенном халифате даже появился свой "департамент драгоценных ресурсов", который раздает лицензии на раскопки древностей.

"Можно на эти деньги купить боеприпасы, оборудование, оружие, чиновников международных, например, в той же самой Турции. Почему надо отказываться от извлечения денег из того, что все равно уже разрушено? Если это с их точки зрения языческий хлам, какие-то глупые белые люди готовы покупать, то они им с удовольствием это продадут. Потом они будут убивать этих же людей за их же собственные деньги", — уверен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Объявления о продаже уже всплывают на интернет-аукционах. Античные монеты, 20-процентная скида. Товар подороже и пообъемнее переправляется сразу конкретным заказчикам.

В Долине гробниц еще немало неоткрытых захоронений. Асаад знал все и буквально под минометным обстрелом лично вывозил исторические ценности из города. Он очень жалел, что нельзя упаковать в трейлеры древние колонны и храмы.

"Они отдельно казнили археолога, который не выдал секреты, который помогал спасать памятники Пальмиры. Вот что такое люди культуры. И вот урок, который мы должны извлекать. Музеи — это не просто какие-то тихие места, это символ цивилизации, они хранят ДНК цивилизации, хранят память", — отметил директор Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский.

Он сам — историк-арабист с мировым именем — рассказывает: в его петербуржском фонде хранятся огромные плиты из Пальмиры с выбитыми на них таможенными тарифами на греческом и арамейском. Так что Северную Пальмиру с сирийской связывает не только название. Узнав о варварской казни ученого, во многих музеях мира приспустили флаги, объявив траур, ведь боевики нового халифата бросили вызов всей западной цивилизации, которая, впрочем, во многом сама и подпитывала террористов.

"Фанатики — дикари, которые руководствуются средневековым пониманием своей веры, полагают, что храмы языческих богов оскорбляют их чувства верующих, их надо уничтожить. Так было в Афганистане после ухода наших войск, с теми же самыми талибами, моджахедами. Так было в Ираке, когда разграбили все музеи после свержения Саддама. Это происходит в Ливии. Там разграбили после уничтожения Каддафи музей. Здесь более крайний случай", — сказал Евгений Сатановский.

Сегодня под контролем радикалов находятся около 10 тысяч объектов культуры мирового значения, в том числе все шесть мест всемирного наследия ЮНЕСКО в Сирии и три из четырех в Ираке. Отсутствие к ним доступа оценить масштабы ущерба в полной мере не позволяет. В Пальмире джихадисты утверждают, что заминировали весь город. Он уже буквально тонет в крови регулярных казней. Смакуя каждую смерть, боевики халифата отрезают головы бывшим госслужащим и военным, врачам и учителям. убивают выстрелами в затылок. Античные руины — одновременно и декорации для публичных расправ и укрытие от авиаударов.

"Понятно, что коалиция не решится наносить удары по объектам культурного наследия. В этом плане боевики действуют очень хитро. Они грабят то, что могут разграбить. Разрушают то, что не могут продать, если это необходимо для их пропагандистских заявлений, и прячутся в руинах, которые служат им укрытием", — отметил археолог Амр аль-Азм.

Сирийский профессор много лет работал вместе с казненным террористами археологом Асаадом, которого всегда называл "Господин Пальмира". Господин погиб так же, как, возможно, скоро погибнет и сама Пальмира.