Скандал со смертью таджикского младенца в Петербурге дошел до СК и Генпрокуратуры

Трагическая гибель пятимесячного Умарали Назарова вызвала волну обращений в МИД, ФМС, Генпрокуратуру, СК и Минздрав с требованием разобраться в причинах смерти сына таджикских мигрантов в Петербурге. Ребенок умер в больнице, спустя сутки после того, как его забрали у матери.

Трагическая гибель пятимесячного Умарали Назарова вызвала волну обращений в МИД, ФМС, Генпрокуратуру, Следственный комитет и Минздрав с требованием разобраться в причинах смерти сына таджикских мигрантов в Петербурге. Ребенок умер в больнице 14 октября, спустя сутки после того, как его забрали у матери, обвиненной в нарушении миграционного законодательства.

Представители Общественной палаты РФ и правозащитных организаций отмечают, что действия правоохранительных органов, разлучивших ребенка с матерью, нарушают положения Семейного кодекса РФ и Международной конвенции ООН по правам ребенка. По факту действий правоохранителей проводится доследственная проверка.

Как сообщает Русская служба ВВС, МИД Таджикистана и посольство страны в Москве направили ноту российским коллегам с просьбой содействовать в проведении объективного расследования этого трагического случая. К МИД страны присоединился и уполномоченный по правам человека Таджикистана, который также выразил надежду на справедливое расследование трагического случая.

Российское внешнеполитическое ведомство в ответ на просьбу таджикских коллег заявило о готовности выяснить обстоятельства случившегося, разослав соответствующие запросы в МВД, ФМС, Минздрав и Генпрокуратуру России.

Следственный отдел по Невскому району Главного следственного управления СКР по Санкт-Петербургу возбудил уголовное дело по факту смерти пятимесячного ребенка, изъятого полицией у родителей-граждан Таджикистана. Российские следователи возбудили уголовное дело по статье 109 УК РФ ("Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей").

По официальной версии, родители малыша, граждане Таджикистана, были доставлены с ребенком в отдел полиции 13 октября, после того как их обнаружили сотрудники УФМС РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в расселенном доме 5 по Лермонтовскому проспекту.

По предварительным данным российских врачей, ребенок умер от острой респираторной вирусной инфекции. Однако его родители утверждают, что малыш был абсолютно здоров.

В настоящий момент российские следователи проводят проверку лиц, имевших отношение к изъятию ребенка. Кроме того, у российской стороны также имеются претензии к родителям умершего мальчика, которые могли быть виновны в ненадлежащем исполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Как подчеркнул в интервью "Коммерсанту" представитель уполномоченного по правам ребенка в Петербурге Светланы Агапитовой Олег Алексеев, "нет такого закона, чтобы изымать ребенка, потому что он мигрант". "Сейчас невозможно предполагать, было ли незаконно изъятие Умарали Назарова из семьи, — сказал он. — Когда появится официальная информация, мы сможем ответить на вопрос: кто и по каким основаниям проводил изъятие, и на основании чего произошла смерть ребенка".

Представители Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу сообщили, что проводится доследственная проверка в отношении лиц, имеющих отношение к изъятию ребенка у родителей и доставлению его в медицинский центр. Кроме того, проводится доследственная проверка в отношении родителей умершего мальчика, в действиях которых усматриваются признаки преступления, предусмотренного статьей156 УК РФ ("Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего").

Тем временем, мать погибшего ребенка вчера обжаловала постановление Октябрьского районного суда от 13 октября о ее выдворении за пределы страны. Суд ранее признал ее виновной в нарушении правил пребывания в России и назначил наказание в виде минимального штрафа — 5тысяч руб. с административным выдворением в виде самостоятельного выезда. По неофициальным данным, услуги адвокатов были оплачены представителями таджикской диаспоры.

Дело о нарушении миграционных правил будет рассматривать Санкт-Петербургский городской суд.

Пятимесячный Умарали Назаров скончался при невыясненных обстоятельствах в ночь на 14 октября, после того как был изъят в отделении полиции УМВД по Адмиралтейскому району Петербурга у своей матери – 21-летней Зарины Юнусовой, задержанной за нарушение миграционного законодательства. Женщину поместили в камеру временного содержания, отобрав у нее малолетнего ребенка. В тот же день судебные органы оштрафовали Зарину Юнусову и приняли решение о выдворении таджикской мигрантки из России.

По словам родных Зарины Юнусовой, женщина пыталась найти своего сына, однако в отделении полиции адрес медицинского центра, куда был доставлен малыш, ей не назвали. Спустя сутки родителям сообщили о смерти Умарали Назарова.

Ежегодно число пропавших без вести таджикских мигрантов составляет 150-200 человек в России, а количество отправленных в Таджикистан грузов-200 остается неизменным — от 300 до 600 гробов таджикских трудовых мигрантов. Таджики умирают от болезней, несчастных случаев и убийств, в том числе и от рук российских ультранационалистов.

Между тем, Россия по-прежнему остается самой желанной страной, где хотели бы жить и чье гражданство хотели бы иметь таджики. Хотя, как показывают данные соцопросов, отношение к ней в последнее время меняется. Все больше людей испытывают страх и недоверие по отношению к российским государственным структурам, в особенности к российским правоохранительным органам.

По данным ФМС, в России трудится около миллиона таджикских граждан. Число трудоспособных жителей Таджикистана составляет около 4 миллионов человек.