Правительству надо послушать бизнес. Реплика Бориса Титова

Правительство опубликовало антикризисный план-2015. Лучше поздно, чем никогда. Но внимательно взглянув на этот план понимаешь, что в нем немного креатива.

Правительство опубликовало антикризисный план-2015. Именно 2015 года, потому что, такое впечатление, что в 2014 году правительство кризиса не разглядело: ни падения курса, ни оттока капиталов, ни падения производства. Ну что ж, не разглядело, что делать! Лучше поздно, чем никогда. Хорошо, что план все-таки появился.

Но внимательно взглянув на этот план понимаешь, что в нем немного креатива, очень уж он похож на план 2008 года, кроме того у правительства свое представление о том, что же реально сегодня происходит в экономике, не очень совпадающее с реальным бизнесом. Основной упор — поддержка крупных банков и крупного бизнеса. Мер же по поддержке реального сектора и средних банков, его кредитующих, явно недостаточно.

Конечно, лучше иметь несовершенный план спасения экономики, чем действовать вовсе без него. Однако на фоне выделенных топ-банкам 1,7 триллиона рублей, меры по поддержке реального сектора выглядят более чем скромно — 230 миллиардов рублей, да и только в виде госгарантий.

Меж тем, именно эти 150-200 банков на своем хребте несут основную нагрузку по кредитованию реального сектора. Если они рухнут, то последствия будут печальными. Нужны меры по решению их проблем предоставлением дополнительной ликвидности, но это должны быть умные индивидуальные меры, на всех денег не хватит. Необходимо определить, где узелок проблем, откуда идут метастазы, и деньги использовать именно для расшивки этих узлов. Правительство предлагает создать банк плохих кредитов. Но что и как он будет делать непонятно. Структура, которая должна будет заниматься при необходимости их санацией — аналог Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), успешно действовавшего в кризис 1998 года. Мы предлагаем возложить эти функции на "МСП Банк", поскольку он хорошо работает или мониторит большое число средних банков. Сегодня самый простой путь снизить напряжение у банков второго эшелона — докапитализировать "МСП Банк" на 250-300 миллиардов рублей, укрепить его профессиональными кадрами и бросить на выполнение этой непростой задачи.

Абсолютно недостаточны меры отраслевой поддержки. К примеру, на субсидирование замены парка автотранспортных средств (утилизация старых автомобилей) выделено всего 10 миллиардов рублей. А выделение 2 миллиардов рублей Росагролизингу в то время, как он уже поднял свои ставки до 25 процентов, вообще капля в море.

В качестве основной меры поддержки промышленности мы предлагаем создать новый механизм рефинансирования коммерческих банков под инвестиционные кредиты, малых и средних предприятий — под гарантии Агентства кредитных гарантий (АКГ).

С первого взгляда кажется, что лучше обстоят дела с поддержкой малого бизнеса. Подняли порог для микробизнеса, малого и среднего бизнеса – хорошо. Но оказывается, здесь есть лукавство – порог для использования налоговых спецрежимов для них оставили на уровне 60 миллионов — то есть без изменения. То есть никто из более крупных воспользоваться "малыми" налогами не сможет. Да и возможность, которую дали регионам, снижать ставки налогов по спецрежимам, увы, скорее всего, далеко не все регионы в условиях кризиса и нехватки средств реализуют. Без компенсации из федерального бюджета хотя бы части затрат мера работать не будет.

Мало кто заметил еще одну меру из правительственного пакета, которая, по-моему, кажется более эффективной, которая позволит не учитывать доходы от налогов с МСП для расчетов дотаций из федерального бюджета. Это шаг вперед, но, увы, он даст эффект только в бюджетах следующего года. Хорошо, что вводят новую систему самозанятых работающих на патентах. Но все же считаю, что малый бизнес стоит поддержать еще более радикально: снять вообще на время фискальную нагрузку, дать налоговые каникулы на время кризиса, сказать: ребята, работайте, спасайте экономику России, производите народу дешевые товары и услуги, смягчайте кризис.

И самая главная, ключевая антикризисная мера — необходимо заявить, что процентная ставка расти не будет, и обозначить график ее снижения: например, 1-2% в месяц, до уровня 7%, максимум 10%. Это позволит дать бизнесу четкое представление о среднесрочных перспективах, а правительству — время для разработки стратегии новой экономической модели страны. Такая стратегия необходима, так как уже очевидно, что период низких цен на нефть продлится долго. Это значит, что внутренний спрос уже не будет драйвером, привлекающим инвестиции.

России надо привыкать жить при низких ценах на нефть и дешевом рубле. Нужно не бояться этого, а сделать своим конкурентным преимуществом. Не стоит делать возврат курса к низким значениям идеей фикс. Надо строить экономику дешевых ресурсов, поддерживать низкие цены на сырье на внутреннем рынке. Если проводить новую политику тарифов естественных монополий, то промышленный рост может приятно изумить самых заядлых скептиков. То есть у новой экономики будет три основы – дешевая энергетика, дешевый рубль и дешевый капитал.

Именно насыщением ликвидности ведущие центральные финансовые регуляторы США, Китая, Японии и стран ЕС вывели мир из кризиса 2008-2009 годов. Подобная политика количественного смягчения – то, чего бизнес ждет и от нашего Центробанка. В России объем денежной массы не просто недостаточен, он еще и постоянно сокращается, в особенности после поднятия ключевой ставки.

У бизнеса осталось совсем немного времени, чтобы попытаться внести в план свои коррективы. В ином случае промышленности и АПК придется туго.

Правительству вместе с бизнесом срочно надо подготовить программу новой модели структуры российской экономики. Поверьте, если экономическая политика будет выстроена правильно , с тем потенциалом, который есть у России, мы очень скоро сможем стать современной растущей конкурентоспособной экономикой.