Тибетский духовный лидер Далай-лама XIV, с 1959 года находящийся в изгнании, становится все менее влиятельным, причем не только в Тибете, но и за его пределами, уверен Чжу Вэйцюнь, председатель комитета по этническим и религиозным связям Всекитайского собрания народных представителей. При этом чиновник назвал слова Далай-ламы о том, что на нем может прерваться череда реинкарнаций, которая продолжается более семисот лет "предательством" религиозных взглядов своего народа.
Китай неоднократно осуждал деятельность Далай-ламы как направленную на "раскол территориальной целостности страны". В свою очередь, тибетский лидер заявлял, что добивается лишь "реальной автономии" для Тибета, а не восстановления его независимости. Несмотря на это, официальный Пекин регулярно выражает протест в связи с намерениями мировых лидеров встретиться с Далай-ламой, что, по мнению Вэйцюня, также играет роль в снижении его авторитета.
Даже в Тибете популярность Далай-ламы падает, уверен Чжу Вэйцюнь – по его словам, об этом свидетельствует снижение количества самосожжений, которых с каждым годом становится все меньше. Чиновник отметил, что развитие Тибета "делает ситуацию все лучше и лучше, и по этой простой причине международное влияние Далай-ламы падает". При этом Вэйцюнь назвал слова Далай-ламы о том, что на нем цепочка перерождений может прерваться "предательством" по отношению к религии и традициям тибетского народа.
Согласно тибетской традиции, после смерти душа Далай-ламы переживает реинкарнацию и перерождается в теле ребенка, которого другие ламы могут вычислить по совокупности особых признаков. После этого ребенок признается новым Далай-ламой – духовным и политическим лидером тибетского народа. Ранее Далай-лама XIV, который в 2011 году сложил с себя полномочия премьер-министра тибетского правительства в изгнании.
Далай-лама XIV, которому в июле исполняется 80 лет, неоднократно заявлял, что в случае перерождения его преемник не будет обладать политическими функциями. Сам же вопрос о реинкарнации будет решать лишь он сам и его соратники, причем, его душа может вселиться в ребенка, родившегося за пределами Тибета. Такой подход вызывает недовольство у китайских руководителей, которые требуют его проявить уважение к древней традиции и указывают на то, что следующий Далай-лама не сможет считаться лидером тибетцев без согласия Пекина.
