Потери российского бюджета от наркомании достигают полутора триллионов рублей в год — это в 1,5 раза больше, чем страна тратит на армию. Такие данные прозвучали на заседании Госсовета, которое провел Владимир Путин. От решения этой проблемы зависит нацбезопасность России, считает президент.

Потери российского бюджета от наркомании достигают полутора триллионов рублей в год — это в полтора раза больше, чем страна тратит на армию. Такие данные прозвучали в ходе заседания Госсовета, которое провёл Владимир Путин. От решения этой проблемы зависит национальная безопасность России, считает президент. Один из методов решения проблемы, который предложил глава государства, — это воссоздание системы реабилитации наркозависимых.

Историю Александра можно назвать классической — попал в плохую компанию, легкие наркотики быстро потяжелели, остановился на самом краю пропасти. В реабилитационном центре рядом с Александром — почти 100 молодых людей. Женя выбрал жизнь, когда потерял уже четверых друзей. Наркотики бросил. И теперь помогает избавиться от этой беды другим.

Официальной статистики не существует, но, по оценкам социологов, тех, кто периодически употребляет наркотики в России, — 8 миллионов. Смертность в последние годы сокращается на треть. Но борьба с наркоугрозой — и об этом говорит сегодня президент — должна только усиливаться.

"Не прекращаются попытки распространения наркотиков в регионах Российской Федерации, в том числе героина, поставляемого из Афганистана, — отмечает Владимир Путин. — К сожалению, здесь мы вынуждены это констатировать: наши партнеры, те, которые присутствуют в Афганистане, не идут на совместную активную работу по этому направлению. И, конечно, мы не можем не учитывать в нашей текущей работе, что ряд государств начали настоящую кампанию по легализации отдельных видов наркотиков, так называемых, легких наркотиков. Мы, безусловно, выступаем против таких подходов, и эту точку зрения необходимо активнее продвигать на всех международных площадках".

Новая беда — спайсы: тысячи людей погибают от отравления курительными смесями, и недели не проходит без сообщений о задержании торговцев. Пятеро человек из Бутова наладили и производство в гаражах и маркетинг на улице: рекламные буклеты раздавали под видом сборников анекдотов.

Кадры оперативной съемки: захват крупного наркодилера — 8 килограммов сырья хватило бы на полтонны спайса. Больше миллиона человек за 5 лет привлечены к уголовной ответственности, но очевидно: одной работы правоохранительных органов мало. Систему социальной реабилитации еще только предстоит выстроить, и речь, конечно, не идет об ЛТП советского образца.

"До 1994 года, если кто помнит, этими вопросами в значительной мере занимались так называемые лечебно-трудовые профилактории, — продолжает президент РФ. — Ежегодно через них проходило до полумиллиона лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Конечно, эта система была несовершенной, принудительной, как мы помним, со многими проблемами. И было бы, конечно, ошибкой попытаться ее копировать или воссоздавать абсолютно в прежнем виде. Однако, очевидно, что саму систему социальной реабилитации нужно восстанавливать уже на новой основе и на современных подходах".

Реабилитация может стать и альтернативой уголовной статье. По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, 85% привлеченных к ответственности сегодня наркотики употребляют, но не продают.

"Законодательно установлено, что наркопотребитель, который хранил в кармане одну-две дозы — 3 грамма героина, он совершил особо тяжкое преступление, — говорит директор ФСКН Виктор Иванов. — Ну, согласитесь, надо же дифференцировать это".

В одном из реабилитационных центров Екатеринбурга нет ни телефонов, ни компьютеров — только дисциплина, труд, спорт и глубокий самоанализ при помощи психологов. Полгода отрешения от мира ради шанса на вторую жизнь без наркотиков. Сюда приходят добровольно, и за три года работы центра еще никто не убежал. Излечившиеся оставляли всем только перешагнувшим порог оптимистичные послания: "Не бойся сделать первый шаг".

Число наркозависимых сокращается каждый год на 3% — эффективно бороться с наркоугрозой позволяет только консолидация усилий государства и общества. И это вопрос не только здоровья граждан, но и национальной безопасности России.