Российские туроператоры жалуются на падение спроса

Валютные колебания сильно повлияли на туристический рынок. По оценкам самих туроператоров, объемы продаж в страны, где в ходу доллар и евро снизились почти вдвое. Что же тогда внутренний туризм – едут по России или нет?

В офисе ни одного посетителя. И самое время сверить часы. Всего за один день, понедельник, 24 августа, когда курс валют неудержимо полетел вверх, туристические фирмы потеряли половину клиентов. Это пока только предварительная оценка. Стрелки переводить не на кого: и без того недешевые поездки на европейские курорты после валютных капризов стали вовсе – драгоценными.

"На фоне резкого удорожания курса доллара и евро, разумеется, снизились продажи и по зарубежному туризму. Если сравнивать с прошлым годом, с летом, то, например, туры в Испанию отель 4 звезды на две недели на завтраках можно было купить за 80 000 рублей средняя цена, то в этом году цены поднялись. И в этом году это уже от 150 000 и выше на двоих", — сетует Дарья Елесина, менеджер туристической фирмы.

Как только американская и европейская валюты стремительно пошли в рост, туристы проявили завидное самообладание. Поначалу просто выжидали. Потом пытались изменить условия бронирования. Соглашались на менее звездные отели — самый востребованный вариант опрятная "трешка". И сократили рацион — с излюбленного "все включено" на скромный полупансион. Однако уже на этой неделе многие оказались вынуждены совсем отказаться от поездок. Те, кто только планировал путешествие, в турфирмы просто не приходят. А если тур был уже частично предоплачен – а значит, осталось внести только часть суммы, но уже по изменившемуся курсу, пытаются всеми силами вернуть деньги. Впрочем, и в этой ситуации нашлись победители. Те, кто легок на подъем и чуток к ветру валютных перемен, имеют все шансы провести незабываемые каникулы – за весьма скромную цену.

"Появилось огромное количество горящих туров, которые продают – лишь бы уже продать. В том числе, это касается и направления евро, в том числе, Греция, и направления долларов, это Вьетнам, это Таиланд. В том числе, большое количество туров, которые были забронированы, но не оплачены вообще. То есть люди, которые забронировали, они не приезжают оплачивать. А они уже горят. Соответственно, туроператоры сбрасывают их по совсем низким ценам", — поясняет Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии.

Впрочем, однозначно говорить о падении туристического рынка – большая ошибка. Да, в мегаполисах спрос, действительно, тает на глазах. Зато вопреки всякой логике в маленьких городах, хотя и добираться оттуда дольше, и платежеспособность вроде бы ниже, все ровно наоборот. Туристы торопятся выкупить путевки по хоть и высокой, но еще не запредельной цене.

"В столицах – в Москве, в Московской области, в Санкт-Петербурге, в городах-миллионниках подорожание зарубежных направлений приводит к тому, что люди начинают выжидать. Они перестают бронировать. Во всех остальных городах, которые сложно назвать мегаполисами, происходит прямо противоположная ситуация. У людей появляется неуверенность в том, что завтра все не станет в два раза дороже, поэтому они начинают, наоборот, активнее скупать туры за рубеж", — полагает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России.

На этом фоне предсказуемо оживился внутренний туризм. Крым и Краснодарский край, кажется, уже и не припомнят такого ажиотажного спроса. Продажи выросли на треть – это рекордная динамика, и цифры растут, обгоняя все валютные котировки. Им, кстати, предрекают скорую стабильность — причем не только финансисты, но и менеджеры туристических компаний. Ведь в отличие от евро-долларового хаоса минувшего декабря, нынешние колебания для индустрии стали уже не шоком, а дежа-вю. Из зимнего кризиса быстро сделали серьезные выводы. Оптимизировали все: от штатного расписания до рекламных бюджетов. Стали внимательнее относиться к выбору партнеров и больше ценить клиентов. Но самое главное – вместе с уроками вынесли ценный опыт. Понимание, что шторм на рынке – как на море, дело временное. И умело лавировать по волнам — это тоже часть бизнеса.