В Киеве с новой силой возобновилась политическая жизнь. Порошенко объявил очередную мобилизацию, депутаты затребовали отставки главы Нацбанка, а правительство с еще большей энергией стало клянчить у Запада деньги. Вроде многоголосый хор, но все голоса — за войну.
Эрих Фромм, анализируя то, как немцы в канун Второй мировой дрейфовали в сторону фашизма, в своей книге "Бегство от свободы" писал: "Получили работу, отнятую у политических противников, а остальные, хотя у них не прибавилось хлеба, приобрели "зрелища". Они получили эмоциональное удовлетворение от этих садистских спектаклей и от идеологии, наполнившей их чувством превосходства над остальным человечеством, и это удовлетворение может хотя бы на время компенсировать тот факт, что их жизнь стала беднее и в экономическом, и в культурном смысле".
Фромм писал это еще в 1941-м, не зная, какая трагедия ждет Германию и Европу впереди. Но с Украиной сейчас кое в чем сходится, если не считать полного краха в экономике. Совпадение и в том, что решением видится война.
Порошенко, конечно, продолжает говорить о своем "мирном плане", но, как говорил Бисмарк, "меня не интересуют их намерения, меня интересует их потенциал". Так и в случае с Украиной. После сокрушительного поражения к концу лета, когда каратели на востоке Украины потеряли две трети боевой техники, Киев пошел на сентябрьское перемирие и воспользовался им для довооружения и наращивания своих возможностей. И что бы в Киеве ни говорили, сейчас план — война. Это видно по росту провокаций, обстрелов и разведок боем.
На фоне новости о новой волне мобилизации призыв к маршу мира в Киеве с самого начала выглядел как-то странно. От памятника Тарасу Шевченко, далее — по Крещатику несколько тысяч человек дружно скандировали уже привычные лозунги. Правда, депутаты Верховной Рады, которые еще недавно инициировали шествие, в толпе замечены не были. Да и сам президент, в отличие от Парижа, где Порошенко шел в колонне по улицам города, на родине решил ограничиться лишь присутствием на Майдане. Зато с трибуны выступил с эмоциональной речью в которой вместо мира, фактически призвал к войне.
"Мы не отдадим ни пяди украинской земли, мы вернем Донбасс! Мы возобновим на Донбассе украинство и продемонстрируем, что еще одним чрезвычайно важным фактором нашей победы является наше с вами единство", — сказал Порошенко.
Виновных в обстреле автобуса на Донбассе и гибели мирных граждан в Киеве искали недолго, если вообще искали. Уже через несколько часов представитель Генштаба Минобороны рапортует депутатам Верховной Рады: обстрел якобы осуществлялся из Докучаевска, с территории, подконтрольной ополченцам. К вечеру поспешное заявление к нации готово и у президента.
"Эти смерти на совести объединенной банды ДНР и ЛНР, тех, кто за ней стоит, из чьих рук она кормится, кто ее вооружает, муштрует и вдохновляет на кровавые преступления", — заявил Порошенко.
Еще не начато расследование, но характер риторики, кажется, не оставляет места диалогу. Пока Порошенко подписывает указ о новой волне мобилизации, депутаты из "Партии войны" Яценюка в кулуарах Рады требуют отменить режим прекращения огня на востоке Украины и ввести военное положение. Сам премьер взывает к мировому сообществу.
"Правительство Украины обращается ко всем международным организациям и нашим западным партнерам с тем, чтобы на соответствующем политическом уровне признать организации ДНР и ЛНР террористическими и ввести необходимые меры международного правового реагирования по отношению к этим бандитским группировкам", — сказал Арсений Яценюк.
Представлять президентскую инициативу о мобилизации в Раду приезжает Александр Турчинов. Ныне секретарь СНБО, он готов бросить в бой тысячи новобранцев.
"Мы согласны поддержать постановление, которое вы вносите в Раду при одном условии: в постановлении находится четыре пункта, если первым пунктом этого постановления будет объявлена мобилизация в полном составе кабинета министров, СНБО, Рады Украины, тогда мы готовы поддержать постановление", — сказал Юрий Бойко, руководитель фракции "Оппозиционный блок".
"В первую очередь будем призывать депутатов, которые публично очень беспокоятся за жителей Донбасса, а на самом деле работают на другую страну", — ответил Турчинов.
Он заверяет: каждый, кто попадет на фронт, будет обучен и обеспечен всем необходимым. Все прежние ошибки командование учло. Правда, почему-то забывает: каждый день военной операции обходится стране в несколько миллионов долларов.
"Мы считаем что, не зная реальной ситуации дел, без доклада министра обороны подобное решение принимать нельзя. Мы выступаем за политическое решение этого вопроса", — подчеркнул Юрий Бойко.
Лозунг "Все для фронта, все для Отечества!" на Украине очень кстати. В 2015 году страну ждут сразу три волны мобилизации. Совсем скоро военную форму наденут 50 тысяч новобранцев. Всего же в этом году под ружье должны встать не менее 100 тысяч солдат-срочников и резервистов.
То, что военная риторика — способ отвлечь граждан от реальных проблем, очевидно даже для многих парламентариев. Принятый под Новый год бюджет многие депутаты смогли прочитать только сейчас. Юлия Тимошенко и вовсе заявила: налицо — фальсификация.
"В самом законе о бюджете не предусмотрена индексация пенсий и заработных плат с 1 июля 2015 года. Власть утверждает, что индексация предусмотрена в законе 1577, но этот закон не бюджет. А если денег не предусмотрено, то и индексация невозможна", — отметила руководитель "Батьковщины".
Но где взять деньги Украине — загадка. Тот же Яценюк поспешил заявить: Штаты готовы выделить его правительству 2 миллиарда долларов. Правда, позже заметил: отдавать по кредитным обязательствам в 2015-м надо 11 миллиардов. А что делать с общим долгом в 73 миллиарда? А тут еще Нацбанк понизил курс гривны до нового исторического минимума. После таких новостей главу НБУ Гонтареву депутатам Рады только и осталось засыпать купюрами.
А пока вытаскивать страну из глубочайшего кризиса снова спешат иностранцы. Министр юстиции Павел Петренко подтвердил назначение на должность своего зама Гию Гецадзе, а также уточнил: в ведомстве будут работать еще трое граждан Грузии. Кстати, хорошему другу Гецадзе Михаилу Саакашвили все увереннее прочат должность главы Антикоррупционного бюро, хотя в родной Грузии претензий к бывшему президенту накопилось немало.
"Мы берем людей, которым предлагают бороться с коррупцией, а их в своей стране разыскивают за преступления. У нас получается как отстойник", — возмущен Вадим Рабинович, депутат Рады.
Зато ряд иностранцев с российскими паспортами на Украине теперь решили даже не показывать на телеэкранах. После того как на канале "Интер" в новогоднем шоу на пару секунд попали российские артисты — Иосиф Кобзон, Валерия и Олег Газманов — в Нацсовете ввели дополнительную цензуру. Отныне на украинских телеканалах не будет "лиц, которые имеют антиукраинскую позицию". Впрочем, в пророссийских симпатиях обвинили только "Интер". Быть может, из-за того, что принадлежит канал опальному олигарху Дмитрию Фирташу? Хотя в новогоднюю ночь выступление того же Газманова показывал "1+1" Коломойского.
Видеть во всем заговор и винить во всех бедах Россию на Украине сегодня в порядке вещей. Чтобы победить, стране вместе с военной требуется провести финансовую мобилизацию, заявила в Верховной Раде глава Минфина. Только вот если загнать в военкоматы людей еще можно, то найти миллионы гораздо сложнее.