В Венесуэле вспыхнули массовые беспорядки, причиной которых стало убийство 14-летнего подростка сотрудниками полиции. Свидетели говорят, что он не участвовал в протестах, а просто шел из школы. При этом экономическая ситуация в Венесуэле продолжает ухудшаться.

Смерть подростка от рук полиции вызвали новый всплеск массовых протестов в Венесуэле. Убийство произошло в городе Сан-Кристобаль: 14-летний Клиберт Роа Нуньес возвращался домой из школы, когда неожиданно оказался на линии огня между протестующими и полицией. Школьник попытался спрятаться за автомобиль, однако выстрел сотрудника полиции убил его на месте.

Свидетели инцидента сообщают, что Нуньес не имел к протестующим никакого отношения, и был убит всего в нескольких кварталах от собственной школы. Губернатор штата Тахира отказался высказать свою версию произошедшего, хотя правительство, как и оппозиция, осудило убийство. Развитие событий напоминает ситуацию годовалой давности, когда в Сан-Кристобале начались протесты, быстро распространившиеся на всю страну.

Символом новой волны протестов стали окровавленные листы из тетради Клиберта Нуньеса, распространившиеся в социальных сетях. "Окровавленные тетради. Вот что есть у студентов – идеи, — говорит одна из участниц уличной акции. – Мы говорим господину Николасу Мадуро: вы боитесь студентов? Вот наше оружие – тетради, ручки, мысли и идеология".

Прошлогодние протесты, в ходе которых погибли 43 человека, продемонстрировали, что оружием демонстрантов могут быть не только ручки: практически во всех столкновениях в полицию летели камни и "коктейли Молотова". В последний год участились нападения на полицейские участки с целью захвата оружия и обмундирования. Нападают и на самих полицейских, причем, мотивы могут быть разными: начиная с отъема табельного оружия и служебных транспортных средств, заканчивая банальной местью. По данным организации Funderpro, в среднем в Венесуэле гибнет один полицейский ежедневно.

Министр внутренних дел Венесуэлы Кармен Мелендес, выступая по национальному телевидению, заявила, что подозреваемый в убийстве школьника уже опознан и задержан – им оказался 23-хлетний сотрудник полиции по имени Хавьер Мора Ортис. По словам министра, Ортис в скором времени предстанет перед судом, она также пообещала, что процесс пройдет в полном соответствии с законодательством.

Мелендес также отметила, что после кровавых столкновений прошлого года полиция была полностью реформирована, и теперь является истинным "защитником прав человека ". "Это единичный инцидент, который не отражает поведения новой, гуманистической полиции ", — добавила министр. В свою очередь, президент Николас Мадуро возложил ответственность за смерть подростка на "протестующих в капюшонах". По его словам, они кидали в полицейских камни, чем вынудили их открыть ответный огонь.

Масштабные протесты в Венесуэле регулярно вспыхивают после того, как Николас Мадуро одержал победу на внеочередных президентских выборах в апреле 2013 года, опередив своего соперника, единого кандидата от оппозиции Энрике Каприлеса всего на несколько тысяч голосов. Протесты неоднократно вспыхивали после ареста демонстрантов и их лидеров. Так, в феврале 2014 года был арестован лидер оппозиции Леопольдо Лопес, а год спустя – мэр Каракаса Антонио Ледесма, которого обвинили в попытке госпереворота, а также убийстве 43 демонстрантов при подавлении беспорядков.

Протесты в Венесуэле подстегиваются экономическими проблемами, среди которых главными являются дефицит товаров и галопирующая инфляция (в 2014 году она составила 68%, побив шестилетний рекорд). Власти объясняют сверхвысокие темпы инфляции происками внешних сил и спекулянтов, а их критики – чрезвычайной зарегулированностью и коррумпированностью венесуэльской экономики.

Экономические трудности в Венесуэле регулярно приводят к различным казусам. Так, осенью 2013 года в стране начался дефицит туалетной бумаги, и властям пришлось штурмом брать фабрику по ее производству. А два месяца спустя штурмом были взяты магазины бытовой техники, по мнению правительства, продававшие ее по завышенным ценам. Уже в феврале этого года полиция начала аресты владельцев магазинов, перед которыми собирались огромные очереди.

В Венесуэле, как и во многих социалистических странах, существует два параллельных экономических системы: официальная, с низким курсом доллара и фиксированными ценами на продукты и нелегальная (или "параллельная"), где иностранная валюта и различные продукты продаются по своей рыночной стоимости, то есть, в несколько раз дороже. Разница в ценах приводит к дефициту в правительственных магазинах, которые обвиняют в этом нелегальных торговцев и конфискуют их товары, которые затем продают по заниженным ценам.

Чтобы выровнять экономическую ситуацию, власти решили создать "побочную" систему обмена валюты, создав сеть из 3,8 тысяч обменников со свободным курсом – об этом решении 10 февраля заявил министр экономики, финансов и банков Родольфо Марко Торрес. В настоящий момент официальный курс боливара к доллару колеблется в коридоре от 6 (для импортеров) до 12 (для экспортеров). При этом на "черном" рынке цены на несколько порядков выше – вчера "параллельный" курс превысил отметку в 200 боливаров за один доллар.