Полгода Минску-2: из 13 пунктов Киев не выполнил ни одного

12 августа исполнилось ровно полгода с тех пор, как в Минске были подписаны соглашения об урегулировании ситуации на Донбассе. Документ из 13 пунктов был согласован главами России, Франции, Германии и Украины и подписан участниками контактной группы. Переговоры продолжались почти сутки. Что сейчас?

12 августа исполнилось ровно полгода с тех пор, как в Минске были подписаны соглашения об урегулировании ситуации на Донбассе. Документ из 13 пунктов был согласован главами России, Франции, Германии и Украины и подписан участниками контактной группы. Переговоры продолжались почти сутки. Что сейчас? Россия и Европа по-прежнему убеждены — альтернативы Минску не существует. Украина же нарушает пункт за пунктом.

Прекращать огонь Киев и не думал. Уже после Минска устроил бойню в Широкино и Марьинке. Артиллерия продолжает утюжить несколько районов Донецка, Горловку, Докучаевск, Пески, Спартак и другие населенные пункты.

Отвод тяжелых вооружений калибром более 100 миллиметров на 50 километров от линии соприкосновения был проведен Киевом лишь для галочки. На мирные кварталы ДНР и ЛНР по-прежнему летят ракеты установок "Град" и "Смерч", тяжелые снаряды. Только в этот четверг наблюдатели ОБСЕ зафиксировали обстрел Горловки из украинских реактивных систем залпового огня. Разрушения колоссальные.

Эффективный мониторинг ОБСЕ обеспечить не в силах. Но сколько уже случаев, когда, к примеру, запрещенные в России "Правый сектор" (запрещена в РФ) наблюдателей на свои позиции не пускал, при этом ополченцы миссии препятствий никогда не чинят. И потому недавний случай, когда в Донецке кто-то сжег белые джипы ОБСЕ, выглядит не иначе, как провокация украинской стороны с целью выдавить ненужных свидетелей военных преступлений из зоны конфликта.

Киев так и не начал прописанный в Минске диалог с Донбассом о местных выборах, до сих пор Радой не определен и особый статус территории. Вместо этого — ежедневная мантра Порошенко: Украина е и будэ унитарной. Если так пойдет и дальше, то нэ будэ точно.

Вместо оговоренной амнистии участникам конфликта Украина шьет уголовные дела. Не идет Киев даже на обмен пленными по принципу "всех на всех". Все время выдумывает новые условия — то 10 на 10, то 30 на 30. И это не говоря уже о том, в каком состоянии возвращают ополченцев Донецку и Луганску. Следы пыток и побоев — обычное дело.

Обязательство Киева обеспечить беспрепятственный доступ гуманитарной помощи на Донбасс не просто забыто. Уже после Минска Киев объявил полную блокаду неподконтрольных территорий. ДНР и ЛНР выживают за счет гуманитарных конвоев из России и собственных небогатых ресурсов. Здесь уже половина ценников в рублях.

Любые переговоры с Донбассом украинские власти саботируют, при том что минские соглашения обязывают сообща готовить конституционную реформу. В итоге — из 13 пунктов Украина не выполнила ни одного.

Спустя 6 месяцев после сложных переговоров секретарь Совета нацбезопасности Турчинов дефилирует в новой военной форме по позициям украинской армии в Донецкой области, а вернувшись в Киев, грозит украинцам военным положением и всеобщей мобилизацией. Впрочем, на фоне рапортов западноукраинских военкомов угрозы эти звучат жалко. Только во Львовской области 360 населенных пунктов, где не мобилизован ни один человек. А 40 процентов мобилизованных в остальных городах и селах — женщины.

Таким образом, Украина сама выталкивает Донбасс из общеукраинского пространства, что вполне укладывается в интересы и опыт внешней политики США. Привычный метод действий — инспирированный извне замороженный конфликт, который держит в напряжении весь регион.

С другой стороны, Старый Свет от такого напряжения на континенте начал уставать. Председатель Европарламента Мартин Шульц предложил продлить действия минских соглашений хотя бы ради того, чтобы избежать возобновления крупномасштабных боевых действий и человеческих жертв. Впрочем, учитывая обострение на Донбассе, впору объявлять дипломатическую операцию членов нормандского формата по принуждению Киева к Минску. Но для этого требуется воля Франции и Германии, а не только России.