Иракские военные попали в засаду боевиков "Исламского государства", погибло более 50 солдат. Произошло это во время рейда против экстремистов. Борьбу с группировкой больше года ведут почти все страны региона, к которым недавно подключилась Турция. Что думают по этому поводу сами турки?

Иракские военные попали в засаду боевиков "Исламского государства", погибло более 50 солдат. Произошло это во время рейда против экстремистов. Борьбу с группировкой больше года с земли и неба ведут почти все страны региона, к которым недавно подключилась Турция. Что думают по этому поводу сами турки?

"Исламское государство Ирака и Леванта", оно же – ИГИЛ. Мир узнал о нем после терактов и казней в Сирии и Ираке. Группировка, называющая себя "Исламским государством", требует, чтобы ей подчинились все страны Ближнего Востока. С одной стороны — призывает подчиниться, с другой — война и теракты. Боевики воюют на два фронта — в Сирии и в Ираке.

"Исламское государство" возникло еще в октябре 2006 года путем слияния 11 радикальных исламистских организаций. Первоначально его основу составляли боевики группировки "Джамаат ат-Таухид валь-Джихад", созданной иорданским исламистом Абу Мусабом Аз-Заркауи.

После точечного американского авиаудара и ликвидации Аз-Заркауи организацию возглавил представитель иракского филиала "Аль-Каиды" Абу Бакр Аль-Багдади. В апреле 2013 года в результате слияния сирийского и иракского филиалов "Аль-Каиды" и было образовано так называемое "Исламское государство Ирака и Леванта". Группировка продолжала расширять свое влияние на Ближнем Востоке за счет сирийских и иракских земель, постоянно прибегая к массовым расправам и казням.

11 июня 2014 года Турция на себе испытала, какую опасность для нее представляет ИГИЛ. Боевики из этой группировки, чьи руки были по локоть в крови, совершили нападение на турецкое консульство в Мосуле и взяли в заложники 49 человек. Тогда правительство Эрдогана выступило с целым рядом заявлений. Параллельно с этим турецкие власти предпринимали серьезные усилия для спасения заложников. В итоге спустя 101 день генеральный консул в Мосуле и другие заложники были освобождены.

7 августа 2014 года в интервью одному из частных телеканалов министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу сказал, что причина появления ИГИЛ кроется в агрессивном проявлении недовольства простых мусульман своей жизнью. "Если бы не было отчуждения арабов-суннитов, не скопилось бы столько гнева. ИГИЛ может восприниматься как террористическая организация, но к ней присоединились турки, арабы и курды. Эта структура образовалась и показала реакцию на большой территории на почве недовольства и гнева", — подчеркнул он.

После спасения заложников с заявлением также выступил министр культуры и туризма Турции Омер Челик: "Мы и до этих событий объявляли ИГИЛ как террористическую организацию. Мы все время повторяем, что пока все будут обсуждать вопрос о том, кому вредит ИГИЛ, или кому она служит, она будет усиливаться".

Но группировка не ограничивалась только похищением турецких граждан — она также вербовала детей из малообеспеченных семей, характерной чертой которых был низкий уровень образования и материального благосостояния.

Отец одного из примкнувших к группировке боевиков четыре раза отправлялся в Сирию за своим сыном. "В нашей семье уже нет покоя, наши души погибли. Я вижу теракты тех, кто вернулся из Сирии, и это меня пугает. Не дай Бог никому пережить такое", — говорит он. Отчаявшийся мужчина признается, что уже не будет обращаться в полицию, потому что ничего не изменилось, государство бездействует. Он подчеркивает: "Мой сын был безработным, государству не было до него дела. Если бы ему оказали психологическую помощь, может быть, он и не уехал бы снова в Сирию".

Этот случай — не единичный. Многие родители джихадистов обращались в полицию, но власти были к ним безразличны. Вот что думает об ИГИЛ турецкий народ:

- ИГИЛ угрожает не только нашему региону, но и Западу. Мы должны проклинать любые проявления терроризма. Но с другой стороны, я сомневаюсь, что принимаются все меры, чтобы остановить террор.
- Я не верю, что они мусульмане. Мусульманин не может отрезать другому мусульманину голову только за того, что тот исповедует ислам другого толка. Они очерняют ислам.

Такое же мнение бытует и на Западе. Эксперт по Ближнему Востоку Патрик Кокберн считает, что Турция в отношении ИГИЛ занимает все более странную позицию, и именно поэтому группировка не утрачивает силу. В его статье в газете Independent констатируется: "Турецкая разведка не следит должным образом за границами страны, тем самым оказывая ИГИЛ скрытую поддержку". В другой статье Кокберн писал, что до сегодняшнего дня Турция осуществляла контртеррористические атаки преимущественно по позициям ИГИЛ в Сирии, а также по позициям Рабочей партии Курдистана в Северном Ираке.

После последних терактов, совершенных на этой неделе, Турция, пусть даже поздно, но все же ужесточила свою позицию по ИГИЛ, увеличив число операций против этой террористической группировки. Во многих городах страны прошли задержания ее сторонников.

Выступая в мае текущего года на заседании совета НАТО в Анталье, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сказал, что у страны, "к сожалению, нет эффективной и всеобъемлющей стратегии, которая дала бы ощутимый результат".

Группировка, которая утверждает, что создала "Исламское государство", без сомнений проливает кровь на Ближнем Востоке. Хотя в последнее время Турция проводит операции против ИГИЛ и ослабляет ее, проблема не решается до конца. Окончательно решить ее может только объединенное мировое сообщество.