Сирийские повстанцы начали масштабное наступление


фото: Global Look Press

Сирийские повстанческие группировки начали массированное наступление на позиции войск Башара Асада в северо-западных областях страны. Военные действия в провинции Хама еще на шаг приблизили войну к единственному пока еще не затронутому ей району страны – средиземноморскому побережью страны.

Сирийские повстанцы начали наступление на позиции режима президента Башара Асада в провинции Хама. По данным Обсерватории по правам человека – сирийской организации, базирующейся в Лондоне, в наступлении приняли участие сразу несколько группировок, включая "Фронт Нусра", ассоциированный с "Аль-Каид (запрещена в РФ)ой", а также группировку "Армия Завоевания", которая сообщила о захвате электростанции и еще 16 объектов, расположенных на равнине Саль-аль-Габ.

По словам Мами Абдулрахмана, возглавляющего Обсерваторию по правам человека, в ответ на атаки сирийская армия начала крупномасштабное контрнаступление, отбив часть объектов, захваченных раньше. В сирийской армии эту информацию подтвердили. По словам источника в командовании, "В районе продолжаются бои между армией и нападающими террористами".

Пока ситуация складывается не в пользу военных: ранее повстанцы начали наступление из города Джиср аль-Шигур, захваченного в мае этого года, и почти полностью взяли под контроль провинцию Идлиб, выбив оттуда правительственные войска. Наступление в Хаме делает сирийскую гражданскую войну еще ближе к так называемому "Алавистану" – региону с центром в городе Латакия, с запада омываемому Средиземным морем, а с востока окруженным горами. Эта часть Сирии, пока не затронутая гражданской войной, населена в основном представителями шиитской секты алавитов, что обеспечивает там устойчивую поддержку режиму Башара Асада, который по вероисповеданию сам является алавитом.

Приближение военных действий к границам этого региона ставит режим Асада, и без того утративший контроль над большей частью территории страны, на грань существования. Сейчас "Алавистан" является единственной частью объятой войны Сирии, полностью лояльной президенту, однако неспособность защитить людей от наступления повстанцев, большинство из которых составляют враждебные алавитам сунниты, может изменить отношение единоверцев к Асаду.

Интересно, что несколько дней назад Турция и США договорились о создании на севере Сирии "зоны безопасности" – территории, на которую после ее освобождения от боевиков "Исламского государства" планируется переселить проживающих в Турции сирийских беженцев. При этом возвращать эти территории под контроль Дамаска никто не планирует – скорее всего, власть на них будет осуществлять Национальная коалиция сирийских оппозиционных и революционных сил (НКСОРС), объединяющая "умеренные" группировки сирийской оппозиции и признаваемая Турцией и США единственным легитимным представителем сирийского народа.

Наступление "Фронта Нусра" и других группировок напоминает попытку оппозиционных группировок успеть к разделу пирога под названием "Сирия" прежде, чем это успеют сделать крупные державы. Причиной спешки, очевидно, стало экстренное заседание послов НАТО, созванное 28 июля по инициативе Анкары, на котором Турция попросила у союзников поддержки в борьбе с "Исламским государством" и Рабочей партией Курдистана. После этого стало очевидно, что Турция, долгое время старавшаяся держаться в стороне от сирийской гражданской войны, в связи с последними событиями готова пересмотреть свою позицию и активно в нее вмешаться.