"Марш-бросок" американского доллара продолжается. Я имею в виду фронтальное укрепление доллара на глобальном валютном рынке, где стоимость единой европейской валюты снизилась до очередного минимума за последние 7 месяцев, и приближается к паритету."Марш-бросок" американского доллара продолжается. Я имею в виду фронтальное укрепление доллара на глобальном валютном рынке, где стоимость единой европейской валюты снизилась до очередного минимума за последние 7 месяцев, и все ближе и ближе приближается к паритету со своим американским "конкурентом". Также активно растет стоимость доллара и к другим мировым валютам, а цена глобальной долларовой корзины постепенно приближается к своим максимальным значениям аж с 2003 года. Рассуждает в программе "Реплика" экономический обозреватель Григорий Бегларян.

Причины столь "агрессивного" укрепления доллара прозаичны. Рынок ждет от американского Центробанка скорого ужесточения денежной политики в виде повышения уровня процентной ставки, а все другие "крупные" ЦБ мира все еще "намекают" на необходимость сохранять монетарное смягчение, и даже "сигнализируют" о готовности "углублять" денежное стимулирование.

Более того. Американская экономика чуть ли не единственная из развитых стран все еще демонстрирует вполне приемлемые темпы экономического роста, по крайне мере по сравнению с Европой и Азией (без учета Китая), и этот "аргумент" еще сильнее усиливает позиции доллара по отношению к своим "валютным конкурентам". При этом надо иметь в виду, что многие Центробанки от Европы до Азии, по сути провоцируют ослабление своих национальных валют, чтобы обеспечить дополнительный стимул для роста экономики в условиях, когда сжимается объем мировой торговли. Иными словами, вроде бы никто не против "сильного доллара", и никто не намерен устраивать истерики по поводу ослабления своих валют. Даже американский Федеральный Резерв "затаился" и пока не "шумит" на тему очень сильного доллара.

Однако не все так просто, и текущая динамика мирового валютного рынка рано или поздно начнет "приносить сплошной вред" для экономики США, и еще больше усиливать дисбалансы в мировой экономике. Другими словами, локальные преимущества сейчас, неизбежно обернутся очень негативными последствиями в будущем, и бесспорно, что монетарные власти всех стран мира уже задумываются над вопросом – как жить дальше, и куда двигаться. И сколько будет продолжаться эта всемирная игра в "сильный-слабый" доллар, а вместе с ней продолжит качаться маятник – сильная мировая экономика при слабом долларе, и слабая мировая экономика при сильном.

К сожалению, ответа на этот вопрос не будет до тех пор, пока мировые ЦБ сохраняют, и продолжают политику сверх-дешевых денег. Даже при условии повышения стоимости денег в США, если ФРС поднимет процентную ставку, можно не сомневаться, что американский регулятор вряд ли пойдет на более радикальные меры, и начнет цикл монетарного ужесточения. Скорее всего, речь идет лишь о "косметической корректировке" денежной политики, где просто Ноль (процентная ставка) станет Нулем с плюсом. То есть деньги, все равно останутся дешевыми, а для многих корпораций мира, "дармовыми".

Очевидно, что дешевизна мировых денежных ресурсов всегда зависела, и теперь зависит, напрямую от монетарной политики Федерального Резерва, и эта самая политика является стрежневым механизмом, который все эти годы крутил (и пока крутит) экономику планеты Земля. Но сейчас есть проблема, что же делать с этим механизмом, который явно поистерся и уже проржавел, однако все еще крутит и крутит (все же в старые времена, и раньше, качество продукции было идеальным, не в пример нынешнему).

Сложность в том, что большинство мировых Центробанков, и правительств не хотят добровольно отказываться от существующей модели. Для этого нужно, чтобы упомянутый механизм окончательно сломался. Если проследить за динамикой денежно-кредитной политики американского ФРС то нетрудно догадаться, что каждый раз перезапускать этот механизм становится все труднее и труднее.

Иными словами, после каждого нового витка кризиса мировой финансовой системы и экономического спада монетарным властям приходилось опускать процентную ставку все ниже и ниже. При этом, происходивший в этом случае процесс удешевления денежных ресурсов приводил, и приводит одновременно к обесцениванию самих денег, так как вся система построена на одной резервной валюте-долларе. Сейчас, мировые процентные ставки на самом низком уровне в современной монетарной истории, следующий опускаться дальше уже некуда. Значит надо решать, что делать дальше.

Однако невозможно найти какое то "революционное решение" проблем дисбалансов в мировой экономике, так как любое такое решение, должно быть связано с отказом от доминирования в мире одной резервной валюты и переход на мультивалютное регулирование.

Парадокс в том, что, отказавшись от нынешней системы резервной валюты, удешевлять стоимость денег, будет некому и тогда, всему миру придется испытать на себе "шоковую терапию", что в нынешней ситуации, означает простое понятие "жизни по средствам", когда стоимость денег будет уже гораздо выше стоимости финансового актива. Однако выбирать придется, и в любом случае, развязка не так уж и далека.