Выборы в Сирии: демократическое уравнение с одним известным

Голосование на президентских выборах в Сирии было продлено на пять часов, до часа ночи по московскому времени. Из-за очень высокой явки. Несмотря на гражданскую войну, к участкам – очереди по 80-100 человек.

Голосование на президентских выборах в Сирии было продлено на пять часов, до часа ночи по московскому времени. Из-за очень высокой явки. Несмотря на гражданскую войну, к участкам – очереди по 80-100 человек.

Улицы Дамаска в понедельник. Во время выборов наглядная агитация запрещена, и все портреты исчезли с площадей сирийской столицы. И теперь неравенство предвыборных возможностей кандидатов не так бросается в глаза. На высший пост — впервые в истории страны! — претендуют трое. Кроме действующего президента — Башара Асада, — это профессор Дамасского университета Хасан ан-Нури и депутат парламента, коммунист Махер Хаджар. Оба представляют умеренную оппозицию.

"Я счастлив, что принимаю участие в этом великом событии. Эти выборы — большая победа для Сирии. Страна возрождается", — убежден кандидат в президенты Сирии Хасан ан-Нури.

"Сейчас сирийцы говорят своё слово. Это настоящее, демократическое голосование. И я – тому доказательство", — вторит сопернику Махер Хаджар.

Да, у тех, кому Асад не нравится, теперь есть возможность высказаться. И наблюдатели тоже уверены – это голосование – шаг к подлинной демократии. "Мы приехали следить за этими выборами, чтобы потом рассказать всем – мы своими глазами видели, что это был во всех отношениях демократический процесс", — заявил Джо Йоспекер, активист организации "Объединённая антивоенная коалиция" (UNAC).

Впрочем, шансы конкурентов Асада невелики. Их предвыборные программы мало чем отличаются от линии, которую последние 14 лет проводит сирийский лидер. А тягаться с ним в популярности им и вовсе не приходится. Не удивительно, что, по предварительным опросам, больше 70 процентов избирателей – за нынешнего сирийского лидера. Это, кстати, меньше чем обычно. Раньше, на референдумах о доверии действующей власти он получал и по 97.

"Я жду, что после этих выборов мы вернёмся к нормальной жизни, как в старые добрые времена, когда жизнь в нашей стране была безопасной и стабильной, — рассуждает человек на улице. — Террористы превратили нашу жизнь в руины... Я надеюсь, Башар Асад всё же приведёт нас к миру и гарантирует защиту..."

Но даже в день голосования в стране продолжаются боевые действия. За три года гражданская война унесла жизни десятков тысяч человек. Пять миллионов стали беженцами. Но именно те, кто покинули страну, голосовали на этих выборах с большой охотой, чтобы быстрее вернуться. Явка на досрочном голосовании – 95 процентов.

Очереди — и на участках внутри страны. С понедельника все они, больше 9 тысяч, — под усиленной охраной. Активнее всего, как отмечают международные наблюдатели, голосует молодёжь. Многие — и вовсе расписываются за Асада кровью.

Россия проведение выборов приветствует. А вот на Западе признавать их итоги не намерены. Дело в том, что Асад как президент Сирии — не устраивает Брюссель и Вашингтон, каким бы демократичным голосование ни было.