Тема:

Крушение Boeing-777 под Донецком 3 месяца назад

Автор книги об авиакатастрофе под Донецком: объективность расследования вызывает сомнения

Объективность расследования крушения "Боинга" под Донецком вызывает серьезные сомнения. Такое мнение высказал автор книги "МН-17: притворная сделка", голландец Йост Немюллер. Он ведет собственное расследование трагедии.

Объективность расследования крушения "Боинга" под Донецком вызывает серьезные сомнения. Такое мнение высказал автор книги "МН-17: притворная сделка", голландец Йост Немюллер. Он ведет собственное расследование трагедии.

"Когда вы читаете газеты, смотрите телевизор или слушаете политиков, то создается впечатление, что Нидерланды играют ведущую роль в проведении расследования, — сказал Немюллер в интервью ТАСС. — Однако на самом деле это не так. Если внимательно изучить имеющиеся в открытом доступе документы, что они предусматривают и как все организовано, то становится ясно, что Украина по-прежнему стоит во главе расследования. И в данном случае будет просто невозможно получить объективные результаты. Единственным вариантом тут будет то, что сепаратисты сбили самолет".

Расследованиям, которые ведут Совет по безопасности Нидерландов (о причинах крушения) и голландская прокуратура (по привлечению виновных к уголовной ответственности) в книге уделяется достаточно большое внимание. И даже в официальных источниках, по словам автора, по этой теме можно найти очень интересные моменты. "Например, что Нидерланды в действительности не возглавляют расследование о причинах катастрофы, — отметил он. — Это право делегировано Нидерландам со стороны Украины".

Именно относительно термина "делегировать" у Немюллера и возникают основные вопросы. "Слово "делегировать" подразумевает наличие определенной иерархии, когда кто-то главный передает кому-то право решать какие-то вопросы на какой-то определенный период времени, но при этом все равно остается главным, — утверждает Немюллер. — В договоре, подписанном между Киевом и Нидерландами, также подчеркивается, что между сторонами всегда должен идти открытый обмен информацией. И что украинские специалисты должны принимать участие в расследовании. И никакие другие страны в данном случае не упоминаются. А еще там говорится, по крайне мере, я это так интерпретирую, что руководящая страна может сохранять информацию в тайне. То есть, если Украина захочет что-то оставить в тайне, то это не будет включено в результаты расследования".

Это все касается Совета по безопасности Нидерландов. В случае с прокуратурой документы держатся в секрете, однако, по словам автора, "австралийское правительство предоставило информацию о существовании договора о неразглашении данных". "Все стороны, подписавшие этот документ, а это Нидерланды, Украина, Австралия и Бельгия, имеют право вето, то есть они могут в любое время сказать, что хотят прекратить расследование (в том числе и определенных аспектов крушения) или не хотят разглашать определенную информацию, — рассказал Йост Немюллер. — Это очень легко, когда у Киева есть право вето на все, что угодно, в том числе и на остановку расследования, если оно идет в невыгодном для украинских властей направлении".

По мнению автора книги, чтобы избежать проблем, расследование необходимо передать "на более высокий уровень, на уровень Совета Безопасности ООН". "Не уверен, что ООН сможет провести расследование должным образом, но это лучше, чем расследование, проводимое Нидерландами", — заметил он. По его словам, у Нидерландов нет и особых причин для того, чтобы проводить это расследование. "Единственный повод заключается в том, что в авиакатастрофе погибли почти 200 голландцев, — уточнил Немюллер. — Однако с юридической точки зрения это абсолютно не основание. Нидерланды — лишь маленькая страна, мы, и так думают многие в нашем обществе, являемся игрушкой в руках США, они могут делать с нами все, что хотят. И у нас нет никаких возможностей, чтобы противостоять этому".

По мнению Немюллера, малайзийский "Боинг", скорее всего, был сбит над Украиной военным самолетом. Обвинения в том, что "Боинг" сбили с земли ополченцы, несостоятельны – слишком много фактов этому противоречит, отмечает он.

Накануне один из украинских военнослужащих на условиях анонимности рассказал, что лайнер был атакован украинским штурмовиком. Он видел, как Су-25, вооруженный ракетами класса "воздух-воздух" был отправлен в небо в день крушения "Боинга" и вернулся на аэродром без боекомплекта. Российские следователи уже связались с этим свидетелем и в ближайшее время смогут задать ему вопросы.

"Боинг-777" компании "Малайзийские авиалинии", совершавший рейс по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур, разбился 17 июля в Донецкой области Украины. Все находившиеся на борту самолета 298 человек погибли. В начале сентября Совет по безопасности Нидерландов опубликовал доклад с промежуточными результатами работы следственной комиссии, согласно которому авиалайнер развалился в воздухе из-за попадания в него множества объектов на большой скорости. Окончательный доклад планируется опубликовать в течение года после катастрофы.