На события в Донецке и других восточных областях Украины Киев реагирует крайне болезненно. По свидетельствам очевидцев, во власти — паника. Исполняющий обязанности президента Турчинов записал экстренное видеообращение к согражданам. Спустя полтора месяца после захвата власти захват зданий Турчинов считает незаконным. В том же духе — глава СБУ Наливайченко. Сначала он в прямом телеэфире рассказал, как готовил государственный переворот и собирался арестовать законного президента сразу после подписания соглашения с оппозицией, а потом отправился в Луганск пресекать неконституционные действия.
Реакцию Киева на массовые протесты юго-востока иначе как нервной не назовешь. Ночью назначенный спикер Рады и и. о. президента собирает на срочное совещание силовиков. Оно идет несколько часов, но детали и конкретные решения пресс-служба Турчинова так и не сообщила. И только к вечеру распространила видеообращение о том, что украинский юго-восток отказывается подчиняться майданной власти. В каждой фразе — про "сепаратизм", "незаконность захватов административных зданий" и даже про "попытку сорвать выборы".
Видимо, в Киеве уже понимают, что ситуация в стране настолько изменилась, что под вопросом уже сами президентские выборы. Если, конечно, не будет придуман какой-то новый формат, на который согласятся регионы юго-востока.
"Против тех, кто взял в руки оружие, будет проведена антитеррористическая операция", — заявляет Александр Турчинов.
Турчинов будто забыл, каким образом он занял президентскую администрацию, а у руля власти встали вожди революции. Теперь "тимошенковский распорядитель" угрожает жестоко подавить любое инакомыслие. Боевики Майдана уже формируют карательные отряды. Силовики готовят переброску милицейских подразделений из западной Украины — для надежности.
Координировать зачистку на местах Турчинов отправляет главу МВД Авакова — в Харьков, силового вице-премьера Ярему — в Донецк. В Луганск летят сразу двое — секретарь национального Совбеза Парубий и шеф СБУ Наливайченко. Глава полностью обновленной украинской спецслужбы, в свое время приложивший руку к становлению радикального "Правого сектора", в государственном перевороте сыграл не последнюю роль.
"В ночь с 23 на 24 февраля мы прибыли в Крым на самолете министерства внутренних дел, и я был там, — напоминает Валентин Наливайченко. — Мы разрабатывали операцию по задержанию и доставке в суд для избрания меры пресечения Виктора Федоровича Януковича".
В этом интервью Наливайченко фактически признается в подготовке государственного переворота. А как еще можно назвать то, что куратор СБУ вместе с новым главой МВД Аваковым и в сопровождении вооруженных бойцов спецподразделений "Соболь" и "Альфа" планировали задержать в Крыму действующего в тот момент президента Януковича? Потом они появлялись в ночи перед камерами, давали невнятные комментарии.
Операция провалилась только потому, что Януковича кто-то предупредил. И только после этого, то есть в ночь с 23 на 24 февраля, опять же действующий глава государства был вынужден бежать из страны. Хотя всего за день до этого — 22 февраля — на фоне полосатых обоев в Харькове Янукович публично заявлял: покидать территорию Украины не собирается. Тогда он еще не знал об истинных планах оппозиции, с которой лишь сутки назад — 21 февраля — подписывал соглашение об урегулировании политической ситуации.
Подписи под соглашениями кроме Януковича и революционной тройки поставили, кстати, евронаблюдатели — министры иностранных дел Германии и Польши, высокопоставленный чиновник МИД Франции. В тот день они назовут договоренности "хорошим компромиссом, который дает шанс миру". А именно: формирование правительства национального единства, принятие новой конституции, проведение досрочных президентских выборов — не позднее декабря 2014 года. До этого времени Янукович остается главой государства.
Но уже на следующий день оппозиция на подписанные соглашения плюет. Власть в Киеве переходит к вооруженным бандам. Антиконституционный переворот и вызывает цепную реакцию протестов на юго-востоке. "События на юго-востоке — следствие бездарности киевских властей, благодаря которым Украина обрела фашистский режим и потеряла Крым", — считает лидер Компартии Украины, кандидат в президенты Петр Симоненко.
Сегодня спешно отменивший визит в Литву Яценюк на экстренном заседании кабмина показательно переходил с украинского на русский и обратно. Вот только юго-восток заявления назначенного Майданом премьера давно не воспринимает, потому что знает им цену. Кандидат в президенты от "Партии регионов" Михаил Добкин (сегодня он официально представил программу, с которой идет на выборы) еще раз подчеркнул: сделать Украину единой может только федерализация.
Завтра бывший харьковский губернатор планирует вылететь в Харьков, оттуда — в Луганск, Донецк. Промышленные регионы Украины, не покорившиеся новой власти, — хорошая площадка для агитации. Какой бы ни была позиция кандидатов, сам факт выборов в стране, что трещит по швам, вызывает большой вопрос. Радикалы продолжают закручивать гайки. Сегодня "Правый сектор" сорвал съезд совета судей. Киевская верхушка перекраивает Конституционный суд под себя, чтобы потом под себя же перекроить и конституцию.


























































































