Изборский клуб и новая идеология. Реплика Александра Проханова

Сегодня я предстаю перед вами в качестве председателя Изборского клуба. Изборский клуб — это образование, сообщество и товарищество патриотических интеллектуалов, которые сошлись воедино для того, чтобы создать идеологическое поле, в котором рождается новое Государство Российское.

Сегодня я предстаю перед вами в качестве председателя Изборского клуба. Изборский клуб — это образование, сообщество и товарищество патриотических интеллектуалов, которые сошлись воедино для того, чтобы создать идеологическое поле, в котором рождается новое Государство Российское. Это представители разных направлений. Это левые и правые, красные и белые. Это родители красной советской империи. Это мечтатели о прошлой романовской империи. Это атеисты и представители церковных кругов — мусульмане и православные. Сюда входит Сергей Юрьевич Глазьев, советник президента Российской Федерации. Сюда входит лауреат Нобелевской премии Жорес Иванович Алферов. Тут известные журналисты — Максим Шевченко и Михаил Леонтьев, известный геополитик генерал Ивашов и отец Тихон Шевкунов.

Нас около 30. Мы собираемся время от времени и пишем доклады, издаем собственные журналы и много путешествуем. Смысл нашей деятельности в том, что мы стремимся набросать эскиз этой идеологической модели. Конечно, идеология государства не создается за зеленым ломберным столом или за круглыми столами. Она создается народом на полях сражений, в великих преобразованиях, великих переселениях. Но все-таки изначально эскизы этой идеологии возможны. И вот, разрабатывая этот эскиз, пришли к мысли, что традиционными русскими империями или государствами, или державами, как принято их называть теперь, является образование многонациональное, в которых множество народов, культур, верований, обычаев соединены симфонически, гармонически, образуют удивительное сочетание, удивительный синтез, дающий колоссальное преимущество каждому из составляющих этого множества народов и всей симфонии в целом.

Мы отвергли те либеральные представления, которые господствовали с 1991 года, согласно которым русская история — это сплошной тупик. А русский народ и народы нашей империи — это народы-неудачники. Что вся наша история вымощена плахами и виселицами. Что все наши цари, князья или вожди являются либо садистами, либо "дегенераторами".

Мы раскрыли красоту и величие нашей истории и самого Государства Российского, которое обеспечивало нам существование в тяжелейших условиях, которое обеспечивало нам цветение и победу над чудовищными напастями — будь то вражеское нашествие или внутренние неурядицы. Наш клуб путешествует. Мы уезжаем из Москвы и создаем филиалы в других областях и городах. Кстати, совсем недавно мы создали отделение Изборского клуба в Новороссии — в Донецке и Луганске. Мы приняли в наш клуб Александра Бородая, Павла Губарева, Игоря Стрелкова, и они совсем недавно привели первое заседание Изборского клуба под бомбовыми разрывами и под обстрелом крупнокалиберных гаубиц.

И теперь мы выехали в Саратов. Тема нашего выступления была чрезвычайно интересной. Она звучала так: "Волга — река русского времени". Мы рассматривали удивительную волжскую цивилизацию. К этой великой реке на водопой сошлись множество народов, множество племен, множество городов и культур. И матушка Волга омывает все эти культуры. Омывает все эти города. Омывает все эти народы, соединяя их в удивительное, сложное и цветущее единство. Здесь, на этих берегах, сошлись чуваши и татары, удмурты и русские, казаки и поморы, которые живут на Севере. Сюда сошлись угры, финны, представители степи, Великой степи. И все это создает ту модель, которая обеспечивает существование не просто Волжской цивилизации, но и сегодняшнего Государства Российского.

Мы сошлись на наши круглые столы в национальной деревне, которая состоит из множества подворий — из русского, удмуртского, казахского, финского, чувашского, азербайджанского, армянского, грузинского, чеченского, ингушского. В каждом подворье свое застолье, свои хлеб-соль, свои танцы, свои песни, и мы, двигаясь по этому подворью, окунулись в эту поразительную красоту и многомерность нашей российской культуры и цивилизации. Провели наш круглый стол, посвященный вот этой феноменологии нашей многонациональной жизни. Мы говорили об Украине. Ведь Украина, когда она выбыла из Советского Союза, она имела возможность построить свое государство как многонациональное, цветущее, державное государство, где вместе бы существовали украинцы, греки, евреи, представители других народов. Они пошли по другому пути. Они хотели создать национальное украинское государство, избрав для этого самые жестокие ультранационалистические формы, и начали подавлять другие народы. И они получили пожар в Одессе, они получили создание русского государства в Новороссии и эту кромешную кровавую бойню, которая отравляет сегодняшнее существование всему человечеству.

Саратов, как и многие другие места Волги, — таинственное место. В Саратове, то ли там так дуют ветры, то ли там такие почвы, то ли там так цветут сады, то ли такое направление имеют ручьи и речки, впадающие в Волгу, но это место постоянно генерирует талантами, гениями, как, впрочем, и другие города и другие места Поволжья. Ведь в Саратове родился скульптор Цаплин. Этот русский космист, который в 20- 30-х годах создал потрясающую коллекцию скульптур каменных и деревянных, в которых идея вот этого нового государства, нового порыва, нового энтузиазма, стремление к звездам воплотилось в полной мере. Ведь в Саратове родился загадочный, таинственный художник — Борисов-Мусатов, который рисовал вот этих волшебных женщин в сумерках сиреневых садов с какими-то таинственными прическами, как будто это были пришелицы из других миров. Такая мечта о вечной женственности. Там, в Саратове, родился Петров-Водкин. Этот неистовый волшебный художник. Он в Волге искупал своего "Красного коня". Он писал иконы новой жизни, новой, новой цивилизации будущего и новой цивилизации бессмертия. Там же, в Саратове, родился Столыпин, великий реформатор, который хотел предотвратить революцию, ту революцию, которую возглавил другой волгарь, Владимир Ульянов, родившийся в Симбирске. Именно здесь, на Волге, в Сталинграде присутствует таинственная, восхитительная, грозная, ужасная, прекрасная чаша. Чаша Сталинградской битвы и Сталинградской победы. В этой чаше скопилось такое количество страданий, такое количество слез, такое количество упований, такое количество жертвенности, великой русской жертвенности, что не дает нам унывать, погибать, страдать и не верить в нашу историю.

Нас почтили своим присутствием губернатор Саратовской губернии и местный владыка, который благословил нас в нашем деянии. Мы завершили свое присутствие одной его удивительной инициативой. Под Саратовом через Волгу — в Энгельсе — базируются стратегические бомбардировщики и те знаменитые "Белые лебеди", которые со скоростью сверхзвука летают над Атлантикой, и мы вошли с просьбой, ходатайством к командованию, чтобы одному из этих бомбардировщиков присвоили название Изборского клуба. Потому что Изборский клуб — это не пикейные жилеты. Это идеологическое оружие, которое помогает сегодняшней России сражаться в мире, в котором происходит жестокая схватка идеологий. И идеология победы, идеология божественной справедливости, идеология многонациональной державы, которую исповедует Изборский клуб, исповедует русская история, они должны лететь высоко в небесах и наполнять мир своим грозным, прекрасным гулом.