Великая украинская стена: сколько стоит независимость

Киев готов потратить десятки миллионов на проект "Стена". Сооружения на российско-украинской границе уже сравнивают с линией Маннергейма и даже с Великой Китайской стеной. Насколько правомерно сопоставление?

Киев готов потратить десятки миллионов на проект "Стена". Сооружения на российско-украинской границе уже сравнивают с линией Маннергейма и даже с Великой Китайской стеной. Насколько правомерно сопоставление?

Проект "Стена". Звучит, как название остросюжетного реалити-шоу, участвовать в котором украинцам становится все накладнее. 60 миллионов евро, которые изначально выделялись на строительство грандиозного забора на границе с Россией, оказывается, только первый взнос. Об этом на заседании правительства рассказал Арсений Яценюк и добавил, для полномасштабной стройки нужны еще 6 миллионов. Итого — 66.

Ощущение, что возводить собрались на века. Конструкция многослойная: у самой линии погранкотроля – рвы шириной в три метра, глубиной – в два. Дальше – контрольно-следовая полоса, чтобы фиксировать, если границу пересечет нарушитель. За ней – рокадная дорога, такие обычно строят вдоль линии фронта для маневров и перегруппировки войск. И наконец, сам забор: из высокопрочной стали с колючей проволокой и электрическим током, инфракрасными камерами, датчиками движения и смотровыми вышками каждые 20 километров.

Получиться должно в итоге 1920 километров укреплений – стена пройдет по всей сухопутной границе с Россией. Возводить ее придется сразу на территории пяти областей: Черниговской, Сумской, Харьковской, Луганской и Донецкой. Нетрудно посчитать: каждый километр демонстрации украинской независимости обойдется налогоплательщикам почти в 35 тысяч евро. Выходит — 35 евро за метр. За эти деньги можно поставить разве что цветочную клумбу.

Впрочем, украинцы, конечно, в делах строительных не новаторы. Посмотрим, что у других. В 2012 стену построили стену между Грецией и Турцией: за три миллиона евро, но длиной всего десять километров. Тысячекилометровый забор, отделяющий США от Мексики, обошелся в два миллиарда евро. За полтора миллиарда Израиль отгородился от Палестины – длина забора чуть больше 700 километров. Выходит, на самом деле удовольствие не из дешевых. Так что украинские сметы должны расти еще и еще. Вот только, выйдет ли толк?

Идею отгородиться от России прочной металлической конструкцией первым озвучил днепропетровский губернатор Игорь Коломойский, в руках которого крупнейшие металлургические активы Украины. Так что кому такие стройки века на руку — сомнений не вызывает.

А вот что еще настораживает: управиться со строительством фортификационных сооружений обещают в рекордные сроки – шесть месяцев. А вообще, проект уже вроде бы на стадии реализации. Вот только результатов что-то не видно, пока роют траншеи, но процесс идет вяло. И не сойдет ли на нет совсем, сразу после грядущих выборов, – большой вопрос.