В Большом готовятся к долгожданной премьере. Завтра зрители впервые увидят балет "Драгоценности" Джорджа Баланчина. Одна из его частей, миниатюра "Рубины" на музыку Стравинского, в театре идет с 2010 года. Теперь ценители прекрасного смогут увидеть постановки "Изумруды" и "Бриллианты".
Впервые на сцене Большого театра в один вечер представляют "Изумруды", "Рубины" и "Бриллианты" Джорджа Баланчина. В этом спектакле поднимается не занавес, а полированная крышка шкатулки. Увеличенная копия той, что на самом деле была создана французской ювелирной компанией Van Cliff & Arpels.
Балет в трех частях легендарный хореограф задумал, увидев творения ювелиров дома Van Cliff. Он вспоминал: "Я всегда любил драгоценные камни, в конце концов, я ведь восточный человек, я грузин". Премьера спектакля состоялась в 1967 году. Зрелище получилось ослепительным: блистательные танцовщики баланчинского New York City Ballet в костюмах, усеянных сверкающими камнями. Для Большого театра трико и пачки воссоздала художник по костюмам Елена Зайцева. На каждое платье ей собственноручно пришлось наклеить по три сотни стразов.
Три акта спектакля – это вся история жизни Джорджа Баланчина, три бесценных опыта балетмейстера. "Бриллианты" на музыку Петра Чайковского воплощают его юность — выступления в Мариинском театре. "Изумруды" с мелодиями Габриэля Форе – участие в "Русских сезонах" Сергея Дягилева в Париже. "Рубины" и Игорь Стравинский – это Америка, где Баланчина считают создателем национального балета.
"Рубины играют, рубины более живые, подвижные. Может быть, темпераментные, потому что яркий красный цвет. Бриллиант более торжественный, помпезный, спокойный. Представительный танец. Изумруды – изысканно, утонченно красивые", — описывает спектакль премьер Большого театра Александр Волчков.
Джордж Баланчин, как утверждают даже ювелиры, уловил внутреннюю харизму каждого камня. Центральную часть – "Рубины" — в Большом театре поставили еще два года назад. Этот балет, рассказывают артисты, стоил им растянутых связок. Шлифовать "Драгоценности" помогали педагоги-репетиторы из Фонда Джорджа Баланчина. Среди них ученица балетмейстера Меррил Эшли. В 1967 году, юной танцовщицей, она пришла в New York City Ballet. Хореограф сразу занял ее в "Драгоценностях". За 30 лет в труппе она протанцевала во всех актах балета. Говорит, разучивать движения Баланчина можно только в им самим предложенной технике – иначе ничего не выйдет.
Работать с такой хореографией, говорят танцовщики, крайне трудно. Именно поэтому "Драгоценности" редко показывают целиком.
Балет Джорджа Баланчина в свою очередь вдохновил ювелиров компании Van Cliff & Arpels. После выхода спектакля они создали коллекцию украшений на тему танца. А эта фигурка в форме балерины стала символом постановки. Теперь красуется на афише.