Избирательное право в России находится в процессе беспрестанного обновления. В ходе заседания ЦИК член комиссии М. В. Гришина, оценив применение "муниципального фильтра" на губернаторских выборах, заявила, что "муниципальный фильтр" может стать альтернативой сбору подписей на федеральных выборах.

Избирательное право в России находится в процессе беспрестанного обновления. В ходе заседания ЦИК член комиссии М. В. Гришина, оценив применение "муниципального фильтра" на губернаторских выборах, заявила, что "муниципальный фильтр в перспективе может стать альтернативой сбору подписей, особенно на выборах федерального уровня, когда требуется их большое количество". При этом "муниципальный фильтр" может не заменить сбор подписей избирателей, но использоваться наряду с ним.

Напомним, что таким фильтром называется обязанность кандидата в губернаторы предоставить в избирком известное количество подписей муниципальных депутатов в свою поддержку. Без подписей муниципалов кандидата не регистрируют. Новая идея ЦИК заключается в том, чтобы распространить эту практику также и на федеральные выборы.

Очевидно, под федеральными имеются в виду президентские выборы, имеющие сходство с губернаторскими, хотя, конечно, из любви к хорошо зарекомендовавшему себя новому фильтру можно распространить эту практику и на думские выборы.

Сторонники фильтра ссылаются на французский опыт, потому что других развитых стран с такой практикой, в общем-то, и нет. Так, глава ЦИК В. Е. Чуров называет эту модель "успешно функционирующей". А суть ее в том, что кандидат в президенты республики должен собрать подписи "не менее 500 выборных должностных лиц" – всего в стране их 47 тысяч. Подписи должны собираться на разных территориях, списки подлежат опубликованию, а срок сбора — "три недели со дня объявления выборов".

Реально французский порядок сильно отличен от российского. Подписи собираются не среди депутатов, а среди мэров, нужно собрать 1% подписей, а не 5 или даже 10% как в России. Но главное — даже эта снисходительная практика несет в себе риски.

В этом году кандидат "Национального фронта" Марин Ле Пен с великим трудом наскребла нужное количество подписей, она была на грани недопущения к выборам, после чего в процессе голосования заняла третье место с 18% голосов. Представим себе, что она не прошла бы фильтр — это было вполне реально — и оценим меру скандала, который случился бы, если бы на выборы не пустили столь популярного кандидата. При том, что карликовые кандидаты с 2% и даже с 0,5% голосов фильтр благополучно преодолевали. Обязательно ли надо заимствовать такую систему — вопрос как минимум неоднозначный.

Но дело не только во французской практике, насчет которой есть разные мнения. Дело в том, что ЦИК запустил свою инициативу как раз в тот день, когда КС РФ приступил к проверке соответствия фильтра Основному закону. Истец, в качестве которого выступила КПРФ, поддержанная другими оппозиционными партиями, настаивает на неконституционности этой практики.

Простейший политес предписывал воздержаться от инициативы по расширению фильтрующих порядков до того, как КС вынесет решение по этому делу. Это было тем более нетрудно, если учесть, что до президентских выборов осталось еще 5 лет, никакой пожарной необходимости спешно проталкивать поправки к закону о выборах президента не наблюдалось.

То ли ЦИК решил продемонстрировать, что КС для него пустое место, то ли в желании дальше углублять и формировать избирательную систему члены ЦИК вообще не заметили слушаний в КС. До того ли, когда есть важные и интересные дела.