В конце прошлой недели президент Путин, отвечая на вопросы журналистов в Вологде, вдруг пообещал, что имя кандидата в председатели Центробанка, которое он, Путин, вскоре назовёт, станет для всех неожиданностью: "Будет неожиданной, вам понравится".
Приутихшие, было, публичные гадания разгорелись с новой силой: "Кто? Кто сменит уходящего Сергея Игнатьева? Раньше о назначении (или переназначении) на эту важнейшую должность сообщалось за несколько месяцев до истечения полномочий действующего главы ЦБ. На этот же раз имя станет известно, как говорят шахматисты, на падающем флажке. Происходит это потому, что в элитах нет единого мнения по части политики, которую должен проводить Центральный банк, а стало быть, и по части кандидатуры.
Если президент согласится с теми, кто считает деятельность нынешнего ЦБ чуть не идеальной и требует преемственности политики, то Игнатьева сменит кто-то из его единомышленников. Кто-то из тех, по самоназванию либеральных, специалистов, что полагают непреложным кудринский принцип "всё в резервы, ничего в экономику": сам Кудрин или нынешний первый зампред ЦБ Улюкаев, например. Ещё совсем недавно такой сценарий был бы безальтернативным. Но сейчас гегемония этого клана финансистов пошатнулась.
Слишком очевидно стало, что продолжение политики "а-ля Кудрин" неизбежно ввергнет экономику в стагнацию. Что решения задач, которые ЦБ соглашается считать своими, то есть таргетирование инфляции, обеспечение устойчивости рубля, категорически недостаточно в нашем нынешнем положении. Что Банк России должен, вслед за центральными банками многих развитых стран, прежде всего, вслед за Федеральной резервной системой, принять большую долю ответственности и за экономический рост.
Эти слова звучат тем громче, как ЦБ демонстрирует всё более заметный отрыв от реальности. Вот только что ЦБ объяснял нам, почему решил не снижать своих базовых ставок: "По оценкам Банка России, совокупный выпуск остается вблизи своего потенциального уровня. Учитывая сохранение достаточно высоких темпов роста банковского кредитования, риски существенного замедления экономического роста, связанные с ужесточением денежно-кредитных условий, оцениваются как незначительные".
Господа, эти благостные строки написаны на фоне длящейся уже как минимум три месяца стагнации промышленного производства и сваливания ВВП в минус по итогам января. Выпуск у них "вблизи потенциального уровня"! Практически в трети подотраслей отечественной промышленности загрузка мощностей на 10 и более процентов ниже уровня 2007 года. О каком приближении экономики к потенциалу может идти речь? Они там вообще из окошек-то выглядывают?
Поэтому очень хочется, чтобы возглавил ЦБ человек, который будет способен более широко взглянуть на работу этого важнейшего ведомства. Я не думаю, что новый председатель должен (или сможет) резко развернуть работу Банка России, но хотя бы начать поворот к реальной экономике нужно незамедлительно. Тем более что это лишь часть работы по перенастройке финансовой системы страны для решения задач модернизации. Нужно менять ультражёсткое "бюджетное правило" распоряжения нефтегазовыми доходами, нужно сокращать избыточное перераспределение средств между этажами бюджета – сначала из регионов в центр, затем по не вполне прозрачным критериям и процедурам обратно.
Вся финансовая система страны должна заработать не на "выживание в чёрный день", а на развитие и усложнение. Она должна стать либеральной не по странному самоназванию, а, по сути, давая субъектам отечественной экономики свободу расти и конкурировать, и времени терять нельзя.
Что же до кандидатур — то мне нравится путинское обещание "неожиданной фамилии". Это, по крайней мере, означает (или мне хочется верить, что означает), что президент не предложит к утверждению ни Кудрина, ни Улюкаева – самых свирепых врагов давно уже назревшего денежного смягчения.
"Известия", ссылаясь на высокопоставленный источник в Минфине, излагают ситуацию так: "Главный претендент сейчас – советник президента, экс-министр экономики Эльвира Набиуллина". Кудрину также предлагали этот пост, но он отказался, и теперь Набиуллина – наиболее вероятный кандидат. Ну что же, если Кудрин и вправду отказался, это уже само по себе хорошо.
Госпожа Набиуллина – очень интересный кандидат. Она и достаточно близка по базовым воззрениям к действующему руководству ЦБ, то есть её приход не повлечёт за собой чрезмерно резкой ломки, и достаточно глубоко знает реальную экономику, чтобы начать поворот ЦБ в правильную сторону. Удачи вам.


















































































