Шкурные интересы. Специальный репортаж из тайги

В Приморье задержаны браконьеры, пытавшиеся продать шкуру уссурийского тигра. Эта рядовая, на первый взгляд, новость из полицейской сводки в реальности крайне серьезна: амурский или уссурийский тигр — один из самых редких видов наземных хищников. На планете их осталось всего 400.

В Приморье задержаны браконьеры, пытавшиеся продать шкуру уссурийского тигра. Эта рядовая, на первый взгляд, новость из полицейской сводки в реальности крайне серьезна: амурский или уссурийский тигр — один из самых редких видов наземных хищников. На планете их осталось всего 400. В Китае за охоту на этого зверя казнят. Но шкура, кости и зубы тигра стоят бешеных денег, а, значит, ему угрожает опасность.

Двух подозреваемых разрабатывали из Москвы, но чтобы взять их с поличным, следователям и СОБРу пришлось отправиться почти на границу с Китаем. В тайге провели настоящую спецоперацию. Подробнее о ней — Андрей Пилипчук — официальный представитель МВД России: "В Дальнереченске был задокументирован факт продажи необработанной шкуры освежёванной туши уссурийского тигра, а также ручного пулемёта Дегтярёва и пластиковой взрывчатки. При задержании на месте совершения незаконной сделки злоумышленники оказали сопротивление".

Шкура — в обычном пакете, ещё сырая. Судя по размерам, жертвой браконьеров стал детёныш. Этих тигров на всей планете осталось не более 400. Цена тигриной шкуры на чёрном рынке может доходить до миллиона рублей. Но на этот раз браконьеры спешили. Они не стали её обрабатывать, засыпали солью и попытались продать оперативникам за 210 тысяч рублей.

Шкура побольше стоила бы в разы дороже, если бы всё-таки доехала до Москвы. Полицейские перехватили её уже в Хабаровске. Проводница клянётся: о том, что в сумке, не подозревала, говорит, что просто попросили передать или заплатили за это 350 рублей.

Но основные покупатели совсем рядом — в соседнем Китае. Там за убийство тигра — смертная казнь, поэтому скупщики, не раздумывая, отправляются в приграничные российские деревни. У нас браконьер отделается штрафом, а в худшем случае — условным сроком. Только за прошлый год в Приморье убили 20 уссурийских тигров.

Жители Поднебесной готовы платить не только за шкуры тигра. В цене — и кости, и зубы — всё это используют в народной китайской медицине. Очередного покупателя, например, интересуют череп и усы.

Некоторые убивают редких животных не ради наживы. В доме приморского бизнесмена полицейские нашли чуть ли не половину "Красной книги": 5 тигриных шкур, больше 100 лап гималайских медведей, туши орлана и другие исчезающие виды. Мужчина чувствовал себя настолько безнаказанно, что даже выкладывал фотографии с трофеями в интернет. "Они на помойке собирались, — утверждает житель села Андреека Борис Рейвис. – Это были отходы".

Трое тигрят появились в селе Андреевка, изрядно напугав местных собак. Что стало с их матерью- неизвестно: скорее всего, тоже стала жертвой браконьеров. Осиротевшие детёныши в природе не выживают — умирают от голода. Надежда теперь — на питомник. Здесь их должны выкормить, научить охотиться, а затем выпустить в тайгу.

Взрослый тигр попал в объектив мобильного телефона на федеральной трассе М60, под Уссурийском. Такие случаи теперь происходят с пугающей частотой. Лесорубы и охотники наступают, отбирая у зверя территорию. Чтобы защитить редкий вид, нужно знать о нем практически все: его передвижения, тропы, лежбища, поэтому специалисты придумали надевать на животное спутниковый ошейник. Информация с маячка трижды в день через космос поступает на компьютер и отображается в виде маленькой точки. Один из датчиков несколько лет назад на хозяина тайги надел и Владимир Путин. Он взял под личный контроль программу по спасению уссурийских тигров.

Специалисты привязывают к дереву фотоловушку – с ее помощью представителей таёжной фауны пересчитывают, надеясь увидеть новых особей. Тигров на снимках в момент съемки репортажа нет. Но учёные все равно довольны: леопардов, которых на Дальнем Востоке сейчас — около 50, стало чуть больше.

"Сенсация этого года — на участке, где в течение пяти лет было две самки, мы сняли еще одну, — рассказывает научный сотрудник Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН Владимир Арамилев. — А еще эффект усилило то, что во время учетов леопарда у этой самки обнаружилось два подросших леопарденка".

Порадовали специалистов и результаты изучения следов — это ещё один метод подсчёта редких животных. Несколько лет в Приморье следили за молодой тигриной парой, а этой весной к радости учёных у них появилось потомство.