Город заглохших моторов: Детройт просит признать себя банкротом

Главный американский финансист, глава Федрезерва Бен Бернанке рассказал, как будет спасать дальше экономику страны. Его ведомство продолжит покупать ценные бумаги и выкладывать каждый месяц миллиарды долларов ради спасения банков. В Детройте, бывшей столице американского автопрома, такие новости без горькой иронии уже не встречают. Город моторов начал процедуру банкротства — крупнейшего в истории страны.

Плана В у властей Детройта нет. Последнюю попытку спасти город от банкротства антикризисный управляющий использовал месяц назад. Предложил кредиторам по десять центов с доллара долговых обязательств. Те отказались. Теперь не увидят и этих денег.

"Нет никакой уверенности в том, смогут ли вернуть кредиторы хоть что-то из своих средств. Возможно, после завершения процедуры банкротства, ситуация измениться. Но сейчас город переживает худшее время в своей истории, и мы должны думать прежде всего о его жителях", — говорит губернатор штата Мичиган Ричард Снайдер.

Кевина Орра, спасшего в свое время от банкротства Chrysler, власти штата Мичиган назначили Детройту весной. Давали полтора года, но не прошло и пяти месяцев, а долги "Дефолт-Сити" выросли до неподъемных 18,5 миллиардов. Дефицит городского бюджета — почти 400 миллионов.

Половина из тех, кто в бывшем городе моторов старше 16, давно не работает нигде, потому что негде. Автозаводы превратились в ржавые руины. Нет зарплат — нет налогов. На развалинах растет криминал. Население убегает из Детройта. Два миллиона жителей в 50-х. Сейчас в три раза меньше. В руинах театр и вокзал, к шедеврам картинной галереи всерьез прицениваются, чтобы пустить с молотка. Брошенные дома даже в центре. Убийства в Детройте происходят в три раза чаще, чем в среднем по США.

Заглох город моторов не сразу. Все началось еще в 58-м с гибели легендарного "Паккарда". Двадцать лет спустя очередной удар по неповоротливому американскому автопрому нанес рост цен на бензин. С 2005 года большая автомобильная тройка GM, Ford и Chrysler выставила на улицу четверть миллиона человек. Ипотечный кризис конца 2000-х добил Детройт.

"В 90-х годах огромное количество автозаводов переехали из Детройта в Мексику. Рабочая сила там была дешевле, и можно было платить людям пять долларов в день. Сегодня половина фабрик и там закрыты. Корпорации решили переехать в Индонезию, Таиланд, Вьетнам, где можно платить людям гораздо меньше", — говорит председатель профсоюза агрегатного завода корпорации GMC Алан Бенчич.

Залатать дыры бывший мэр, (теперь он в тюрьме за вымогательства и коррупцию) хотел с помощью доходов от казино. Но кто с большими суммами поедет туда, где полицию или скорую надо ждать по несколько часов. На содержание экстренных служб ведь тоже нет денег. Как нет и не предвидится их на образование, пенсии и пособия. Даже уличные фонари тут включают лишь в центре.

Если суд признает Детройт банкротом, то город попадёт под защиту федерального закона. Долги можно будет какое-то время не платить и даже думать о том, как бы наделать новых. Но о процветании нет и речи. Ни один из уже обанкротившихся городов США его в итоге не достиг. Серьезного выбора между ужасным концом и ужасом без конца у Детройта просто не существует.