Город заглохших моторов: Детройт просит признать себя банкротом

Глава ФРС Бен Бернанке рассказал, как будет спасать дальше экономику США. Его ведомство продолжит покупать ценные бумаги и выкладывать каждый месяц миллиарды долларов ради спасения банков. В Детройте такие новости без горькой иронии уже не встречают. Город моторов начал процедуру банкротства.

Главный американский финансист, глава Федрезерва Бен Бернанке рассказал, как будет спасать дальше экономику страны. Его ведомство продолжит покупать ценные бумаги и выкладывать каждый месяц миллиарды долларов ради спасения банков. В Детройте, бывшей столице американского автопрома, такие новости без горькой иронии уже не встречают. Город моторов начал процедуру банкротства — крупнейшего в истории страны.

Плана В у властей Детройта нет. Последнюю попытку спасти город от банкротства антикризисный управляющий использовал месяц назад. Предложил кредиторам по десять центов с доллара долговых обязательств. Те отказались. Теперь не увидят и этих денег.

"Нет никакой уверенности в том, смогут ли вернуть кредиторы хоть что-то из своих средств. Возможно, после завершения процедуры банкротства, ситуация измениться. Но сейчас город переживает худшее время в своей истории, и мы должны думать прежде всего о его жителях", — говорит губернатор штата Мичиган Ричард Снайдер.

Кевина Орра, спасшего в свое время от банкротства Chrysler, власти штата Мичиган назначили Детройту весной. Давали полтора года, но не прошло и пяти месяцев, а долги "Дефолт-Сити" выросли до неподъемных 18,5 миллиардов. Дефицит городского бюджета — почти 400 миллионов.

Половина из тех, кто в бывшем городе моторов старше 16, давно не работает нигде, потому что негде. Автозаводы превратились в ржавые руины. Нет зарплат — нет налогов. На развалинах растет криминал. Население убегает из Детройта. Два миллиона жителей в 50-х. Сейчас в три раза меньше. В руинах театр и вокзал, к шедеврам картинной галереи всерьез прицениваются, чтобы пустить с молотка. Брошенные дома даже в центре. Убийства в Детройте происходят в три раза чаще, чем в среднем по США.

Заглох город моторов не сразу. Все началось еще в 58-м с гибели легендарного "Паккарда". Двадцать лет спустя очередной удар по неповоротливому американскому автопрому нанес рост цен на бензин. С 2005 года большая автомобильная тройка GM, Ford и Chrysler выставила на улицу четверть миллиона человек. Ипотечный кризис конца 2000-х добил Детройт.

"В 90-х годах огромное количество автозаводов переехали из Детройта в Мексику. Рабочая сила там была дешевле, и можно было платить людям пять долларов в день. Сегодня половина фабрик и там закрыты. Корпорации решили переехать в Индонезию, Таиланд, Вьетнам, где можно платить людям гораздо меньше", — говорит председатель профсоюза агрегатного завода корпорации GMC Алан Бенчич.

Залатать дыры бывший мэр, (теперь он в тюрьме за вымогательства и коррупцию) хотел с помощью доходов от казино. Но кто с большими суммами поедет туда, где полицию или скорую надо ждать по несколько часов. На содержание экстренных служб ведь тоже нет денег. Как нет и не предвидится их на образование, пенсии и пособия. Даже уличные фонари тут включают лишь в центре.

Если суд признает Детройт банкротом, то город попадёт под защиту федерального закона. Долги можно будет какое-то время не платить и даже думать о том, как бы наделать новых. Но о процветании нет и речи. Ни один из уже обанкротившихся городов США его в итоге не достиг. Серьезного выбора между ужасным концом и ужасом без конца у Детройта просто не существует.